Линки доступности

Сирийский Алеппо как напоминание о российском Грозном


Алеппо, Сирия, 27 августа 2016 года
Алеппо, Сирия, 27 августа 2016 года

В годовщину начала российской военной операции в Сирии эксперты отмечают жестокие методы ведения войны Россией

Год военной операции России в Сирии отмечен значительным числом жертв среди мирного населения, укреплением позиций Башара Асада и ослаблением сирийской оппозиции. Не нанеся критического ущерба силам террористов «Исламского государства», Россия через применение жестоких методов войны в целом укрепила свое международное положение – эксперты и медиа комментируют итоги первого года войны России в Сирии.

Приход России в Сирию поменял динамику конфликта

Участие России поменяло динамику в войне, позволив Асаду сохранить власть, отмечает издание The Los Angeles Times. «С российской точки зрения это также выявило американскую слабость, безусловно, поставив Соединенные Штаты в неловкое положение, когда они делят с россиянами цель победить ИГИЛ и Аль-Кайду, оставаясь категорически против большей цели спасения Асада».

Самое главное, отмечает The Los Angeles Times, что в Сирии Россия добилась сохранения последнего союзника Москвы на Ближнем Востоке и своего политического возвращения не только в регионе, но и на мировую сцену как силы, «с которой нужно считаться».

Несмотря на видимость триумфа, Россия в Сирии сейчас сталкивается сейчас скорее с безвыходным положением. В значительной степени это объясняется противоречиями в целях и задачах в Сирии США и России. Методы ведения Россией войны в Сирии также создают нарастающее международное давление на Кремль.

Новые данные о погибших в результате бомбардировок России

По оценкам Сирийской обсерватории по правам человека, за прошедший год российские авиаудары привели к гибели 9364 человек. При этом число погибших гражданских лиц составило 3804, в том числе – 906 детей, и превысило число погибших боевиков ИГИЛ – 2746. Кроме того, были убиты более 2800 членов повстанческих группировок и боевиков связанной с «Аль-Кайдой» Джебхат ан-Нусра.

Таким образом, согласно обнародованной статистике, число погибших гражданских лиц в результате российских бомбардировок значительно превысило потери террористов. При этом число гражданских лиц, раненных при российских бомбардировок, составило около 20 тысяч.

Исполнительный директор международной правозащитной организации Human Rights Watch Кеннет Рот (Kenneth Roth) так охарактеризовал обнародованные данные. «Россия сирийцам: мы НЕ согласимся на прекращение огня. Мы слишком заняты бомбардировкой госпиталей, конвоев, гражданских лиц – вас».

Эксперт по Восточной Европе Андерс Остлунд (Anders Östlund) отметил, что потери в Сирии в результате военной операции продолжают историю Москвы. «10 тысяч смертей из-за российских бомбардировок! Россия добавила много новой крови к своим уже окровавленным рукам».

Сирия как продолжение методов войны в Чечне

Издание Foreign Policy обращает внимание на схожесть методов, которые Россия применяет в Сирии, с тем, как Путин вел войну в Чечне. Разрушение города с воздуха и артиллерийским огнем – «сегодня это портрет Алеппо, одного из старейших городов мира; совсем недавно это было в Грозном, столице Чечни».

По мнению авторов, для того, чтобы понять военную стратегию России в Сирии, целесообразно изучить «жестокие методы, которые Владимир Путин использовал как главнокомандующий в кровавой второй чеченской войне». В результате войны за Грозный погибли тысячи людей, десятки тысяч лишились крова, а город, по оценке ООН, стал одним из самых разрушенных в мире.

Вторая Чеченская война, 2000 год
Вторая Чеченская война, 2000 год

Та война доказала россиянам стратегическую ценность жестокости, применяемой в достаточных объемах, отмечает издание.

Посол США в ООН Саманта Пауэр (Samantha Power) написала на своей странице в Твиттере, что Россия продолжает бомбить гражданское население, а не террористов. «Медицинские работники – не террористы. Продавцы хлеба – не террористы. Школьники – не террористы. Тем не менее, Россия и сирийский режим продолжают бомбить».

США ищут новые подходы к конфликту в Сирии и взаимодействию с Россией

С обострением отношений между США и Россией на фоне провала соглашения о перемирии, ситуация в Сирии осложнилась. Госсекретарь США Джон Керри дал понять, что Вашингтон «на грани» того, чтобы прекратить дипломатический диалог с Россией по сирийскому конфликту.

Обращаясь к вопросу различий в подходах сторон к определению разумности действий, заместитель директора вашингтонского Центра по предотвращению геноцида Наоми Киколер (Naomi Kikoler) отметила: «Нельзя исходить из того, что все участники понимают “рациональное” поведение одинаково. Для России и Сирии совершение зверств оправдывает цель».

Киколер также обратила внимание на то, насколько по-разному действуют участники подобных конфликтов. «История показывает: решимость тех, кто совершает зверства зачастую больше, чем у тех, кто стремится их остановить».

В этих условиях администрация президента США Барака Обамы вернулась к изучению альтернативных подходов к урегулированию конфликта в Сирии. В целом активизировались призывы к применению США военной силы в Сирии. В частности, по мнению бывшего главы Центрального командования США, экс-директора ЦРУ Дэвида Петреуса (David Petreus), высказанному в интервью телеканалу PBS, «еще не слишком поздно объявить зону безопасности и бесполетную зону».

Тем временем, военное командование США сообщило о том, что в минувший четверг в Сирии произошел «необычный» инцидент, когда сирийская авиация нанесла удары недалеко от местности, где действовали американские силы специального назначения, поддерживающие курдов.

В этой связи командующий силами международной коалиции против ИГИЛ генерал-лейтенант Стивен Таунсенд (Stephen Townsend) сообщил в интервью CNN, что в связи с происшествием через россиян сирийцам было передано: «мы будем защищаться, если почувствуем угрозу».

XS
SM
MD
LG