Линки доступности

Феде Альварес: «Я ассоциирую себя с андроидами как с угнетаемым меньшинством»


На этом изображении, предоставленном 20th Century Studios, изображен ксеноморф в сцене из фильма «Чужой: Ромул» (студия 20th Century, AP)
На этом изображении, предоставленном 20th Century Studios, изображен ксеноморф в сцене из фильма «Чужой: Ромул» (студия 20th Century, AP)

Для фильма ужасов «Чужой: Ромул» «оживили» умершего актера

Космические страсти-мордасти от знаменитого продюсера Ридли Скотта на короткое время выбили с первого места в американском бокс-офисе ироничный кинокомикс «Дэдпул и Росомаха», очередной кроссовер из Вселенной Марвел.

Девятый по счету фильм ужасов из долгоиграющего франчайза «Чужой» (Alien) собрал за первые две недели проката около 61 млн долларов в США и 129 млн долларов в мире. Аналитики обращают внимание на впечатляющую продажу билетов в разных странах, в первую очередь, в Китае. Согласно подсчетам финансово-аналитической кинофирмы Box Office Mojo, всего фильмы франчайза «Чужой»/»Чужие» собрали в мире 1,3 млрд долларов.

Можно предположить, что, учитывая стойкую любовь российских зрителей к жанру хоррора и в особенности к серии Ридли Скотта про внеземных монстров и андроидов, Россия могла бы добавить к мировому бокс-офису значительную сумму. Но из-за войны в Украине голливудские мейджоры и стриминговые провайдеры закрыли для себя российский рынок, и импортные блокбастеры оказываются доступны для российских зрителей преимущественно в пиратских онлайн-версиях дурного качества и с назойливой рекламой.

Шок и ярость

«Чужой: Ромул» (Alien: Romulus, далее «Ромул»), режиссером которого стал Феде Альварес, оказался вторым по сборам из всего популярного франчайза, стартовавшего в1979 году. Он пропустил вперед только «Прометея» (Prometheus) в 2012-м году и обошел таких зрительских фаворитов, как «Чужой против Хищника» (Alien vs. Predator/2004) и «Чужой: Завет» (Alien: Covenant/2017).

Ридли Скотт (фото: Jordan Strauss/Invision/AP)
Ридли Скотт (фото: Jordan Strauss/Invision/AP)

Уругвайскому режиссеру Федерико «Феде» Альваресу досталась непростая задача, а именно втиснуть нарратив во временной промежуток между действием первого фильма «Чужой» Ридли Скотта и действием сиквела Джеймса Камерона «Чужие» (Aliens/1986). Критики даже придумали словечко interquel – производное от слов сиквел и приквел.

Пересказ сюжета фильма ужасов практически невозможен без спойлеров, которые лишают предстоящий просмотр значительной доли саспенса. Поэтому собственно о сюжете скажем предельно лаконично.
Далекое будущее. Девушка-сирота Рэйн (Кэйли Спэни) вместе с приемным братом Энди, перепрограммированным андроидом (Дэвид Джонсон) и небольшой компанией друзей и сослуживцев отправляетя на списанный космический корабль, чтобы забрать оттуда криогенные камеры. Камеры нужны им, чтобы в замороженном состоянии долетель до далекой планеты, где, как они надеются, их ждет хорошая жизнь.

Заброшенный корабль разделен на две секции – «Ромул» и «Рэм». Обитающие там агрессивные существа явно не рады пришельцам, и свою миссию монстры видят в том, чтобы безжалостно уничтожить Рэйн и ее друзей или заразить их при физическом контакте ядовитой субстанцией, меняющей их природу. Самая шокирующая линия фильма связана с темой зачатия и рождения некоего мутанта, которого назовут Потомком.

Символическая дуга

В одном из отсеков заброшенного космического корабля гости наталкиваются на поврежденного андроида Рука, единственного уцелевшего научного сотрудника станции, которую облюбовали безжалостные лицехваты и ксеноморфы. Эти внеземные чудовища были разработаны людьми в качестве биологического оружия, но вышли из-под контроля.

Сенсационное решение авторов фильма использовать для роли Рука внешность британского актера Иэна Холма, умершего в 2020 году в возрасте 88 лет, оказалось очень удачным пиар-ходом. Многие масс медиа именно этот факт вынесли в заголовки материалов о новом фильме.

Кадр: 20th Century Studios vía AP
Кадр: 20th Century Studios vía AP

В стартовом «Чужом» 1979 года Холм сыграл андроида Эша, скрытого до поры до времени антагониста Рипли, главной героини, сыгранной Сигурни Уивер. Рук, похоже, не имеет никаких прямых связей с Эшем. Но Альваресу показалось интересным протянуть символическую дугу между двумя персонажами, которых разделяют 45 лет. По словам режиссера, 86-летний Скотт, основоположник франчайза и исполнительный продюсер новой картины загорелся этой идеей.

В работе над имиджем Рука были использованы новейшие технологии, в том числе «искусственный интеллект» (AI).

Говоря об использованных для создания образа Рука технологиях, Альварес назвал студию софтвера Metaphysic, которая занималась «оживлением» облика Холма на основе образа Эша из первого «Чужого». Были использованы компьютерные эффекты и трехмерные портреты-хэдкасты Холма, которые обнаружились в визуальных материалах эпопеи «Властелин колец», где он сыграл Бильбо Бэггинса. Выяснилось, что это его единственные хэдкасты.

Команда «Ромула» обратилась к семье Холма и получила добро от его вдовы и детей на использование образа покойного актера. Его имя фигурирует в финальных титрах вместе с благодарностью семье.

«То, что облик Эша никогда не использовался после первого «Чужого», это несправедливо, - отметил Альварес в интервью изданию The Hollywood Reporter. - Мы стали обдумывать характер Рука вместе с Ридли (Скоттом). Он пришел к выводу, что мы должны вернуть Холма».

Некоторые обозреватели усомнились в моральности такого решения и обвинили команду фильма в неуважении к памяти актера.

Альварес не согласен с такой оценкой.

«Мы все делали с уважением к памяти Иэна, - отметил он, - и с разрешения его вдовы и детей, которые сказали нам, что будут счастливы увидеть его живым».

Пришелец из третьего мира

Кинорежиссер, сценарист и продюсер Федерико «Феде» Альварес родился в Монтевидео (Уругвай) в 1978 году. Сын уругвайского писателя, профессора истории Лусиано Альвареса. Приверженность к жанру хоррора и нуар-триллера проявилась уже в самом начале его кинокарьеры, в частности, в его любительской короткометражке «Приступ паники» о гигантских роботах, вторгшихся в Монтевидео. Он выложил ее на Youtube. «Я выложил ролик в четверг, - сказал Альварес в интервью телеканалу BBC, - а в понедельник моя электронная почта была полна письмами голливудских студий. Я был просто потрясен!».

Кадр: 20th Century Studios vía AP
Кадр: 20th Century Studios vía AP

С ним подписала контракт компания Ghost House Pictures, для которой он снял первый полнометражный фильм «Зловещие мертвецы» (Evil Dead). Этой картиной и последовавшей «Не дыши!» (Don’t Breathe) он привлек внимание голливудских студий. Дистрибютором девятой ленты франчайза стала студия 20th Century.

Альварес вспоминал, как обсуждал свою собственную режиссерскую мотивацию с Джеймсом Камероном и поразился схожести импульсов. В середине 80-х честолюбивый молодой Камерон взялся делать «Чужих», чтобы доказать создателю первого фильма Ридли Скотту, что может снимать никак не хуже.

Альварес признался, что писал роль Рэйн на 26-летнюю американскую актрису Кэйли Спэни, которая за последние годы сыграла несколько заметных ролей, включая фильмы «Падение империи» и «Присцилла: Элвис и я».

«Я очень рад, что Кэйли согласилась, - сказал режиссер. – Я видел, как сложно ей было двигаться в огромном скафандре. Многие актеры в таких ситуациях теряют волю, желание выкладываться. Но Кэйли держалась молодцом, откуда-то подпитывалась энергией. Она всегда назубок знала свои реплики. У нее бездна таланта, что меня изумляет. Одного ее взгляда достаточно, чтобы передать внутреннее состояние героини».

Журналисты заметили схожесть фабульной линии Рокки, героини «Не дыши!», и Рэйн из «Ромула». И та, и другая девушки соглашаются принять участие в рискованной, чреватой гибелью афере ее друзей.

«Я родился в Уругвае, стране третьего мира, - объяснил Альварес в интервью The Hollywood Reporter. – Мои фильмы отражают реальность третьего мира. Ее трудно понять тем, кто вырос в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе или Лондоне. В том мире такие истории слышишь очень часто. Главная мечта подростка – вырваться и сбежать в первый мир, который воспринимается им как земля обетованная, где жизнь гораздо лучше. Но на их пути стоят огромные препятствия. Таков свирепый слепой вояка-ветеран в «Не дыши!». Таковы омерзительные ксеноморфы в «Ромуле». Жители скромных провинций, полагаю, будут тоже ассоциировать себя с моими героями в их стремлении к несбыточному счастью».

«Я ассоциирую себя с андроидами, роботами-гуманоидами, то есть, иными словами, с угнетаемыми меньшинствами, - продолжал режиссер. - . И здесь есть прямое совпадение с «Бегущим по лезвию бритвы» и вообще с удивительными мирами Ридли Скотта. Мне очень близок герой Энди, неисправного андроида. Ведь я тоже отчасти неисправимый пришелец извне, уругваец, пытающийся закрепиться в Голливуде. Мне говорят: ты один из нас, пока ты делаешь для нас деньги. Если ты этого не делаешь, мы тебя оценим иначе. Родо Саягес (соавтор сценания) и я стараемся быть честными в нашей работе, и, может быть, поэтому наши фильмы получаются немного странными».

Форум

XS
SM
MD
LG