Линки доступности

Родители освобожденного заложника ХАМАС: «Это был самый счастливый день в нашей жизни»


Андрей Козлов с семьей
Андрей Козлов с семьей

Андрей Козлов был одним из четырех израильских заложников, освобожденных в минувшую субботу в результате спецоперации израильских сил безопасности в лагере беженцев Нусейрат в Газе. Его родители поговорили с «Голосом Америки» о встрече с сыном, который провел 8 месяцев в плену у ХАМАС.

27-летний Андрей Козлов репатриировался в Израиль всего полтора года назад и был захвачен Хамас утром 7 октября 2023 года с музыкального фестиваля "Нова", куда он устроился на подработку охранником. В результате атаки ХАМАС на фестивале в киббуце Реим были убиты 364 человека, множество участников фестиваля захвачены в заложники.

«Мы никак не могли предположить, что он на вечеринке - той, где произошли эти ужасные события, — говорит отец Андрея, Михаил, в интервью из Тель-Авива. — Он туда попал совершенно случайно. Его пригласили подработать охранником, и это было буквально за день или два до самих событий. Поэтому ни мы, ни его друзья некоторые не знали об этом. Когда все это начало происходить, он не написал ничего нам. Видимо, опасаясь, он не хотел нас беспокоить, пугать. Он переписывался просто с друзьями в чате. И то, что мы видели в этой переписке, говорят о том, что он очень хладнокровно перенес все это и, может быть, поэтому спасся».

Родители Андрея находились в России, когда узнали об его освобождении в результате спецоперации израильских сил безопасности в лагере беженцев Нусейрат в Газе. Отцу Андрея позвонила его девушка Дженнифер.

«Она крикнула в трубку: "Я бегу с пляжа!" и повесила ее. Она думала, что я уже в курсе — я так и остался в недоумении. Но мои недоумения развеяла Евгения, которая позвонила и сказала: "Он летит домой. Его уже освободили, он летит домой". Я не мог в это поверить, потому что было очень много фейков.»

В воскресенье утром Евгения и Михаил Козловы смогли обнять Андрея в больнице Шиба.

«8 июня я стала самой счастливой мамой на свете и продолжаю ею оставаться, — говорит Евгения Козлова. — Мы бесконечно счастливы. Мы продолжаем оставаться в том ощущении, что произошло чудо. Это чудо, что освободили Андрея, что он мужчина молодой, стал свободным. По условиям сделки он не должен был освободиться первым. И мы понимали, что нам предстоит еще долгое, долгое время мучиться и страдать. И вот 8 июня у меня начался какой-то фестиваль счастья. У нас такое ощущение, что 8 июня стал праздником для Израиля, потому что Израиль давно не получал счастливых новостей, и это очень важно. Люди получили возможность продолжать надеяться, продолжать бороться за оставшихся - за оставшихся заложников».

«На улице люди, встречая Андрея, совершенно незнакомые люди, которые просто идут по тротуару, они узнают его, и неожиданно совершенно они бросаются к нему, говорят: "Я люблю тебя!", жмут ему руку, проезжают мимо машины, открываются окна, оттуда машут люди просто руками и говорят что-то на иврите — но сразу понятно, что это привет, это пожелание какого-то счастья, здоровья, всего наилучшего. Это просто великолепно, это чудесное ощущение», — добавляет Михаил Козлов.

По словам родителей Андрея, его похитители говорили ему и двум другим заложникам, которых удерживали в жилом доме в Нусейрате, «повезло» с условиями.

«Мы, конечно, должны понимать, что все, что он нам рассказывает, это лайт-версия того, что с ним происходило, — говорит Евгения Козлова. — Он рассказывает нам все таким образом, чтобы нам было проще это принять и проще это понять. И иногда это оказывает обратный эффект, потому что когда твой ребенок говорит тебе: "Мама, как бы после того, как две недели мы находились с руками, связанными сзади — нам начали руки связывать спереди, мы стали говорить друг другу: "Это просто подарок от ХАМАС". Когда ты это слышишь, одновременно, вроде бы тебе весело, а с другой стороны, тебе так горько, потому что это очень тяжело слышать. И когда он говорит: "Мама, ну, наверное, есть такие вещи, которые я никогда вам не скажу"».

Как и другие освобожденные из плена Хамас заложники, Андрей Козлов по привычке переходил на шепот в разговоре.

«Два дня мы все не могли привыкнуть к тому, что Андрей говорит шепотом. Я говорю, почему ты шепчешь? Он говорит: "Мама, это привычка". Это привычка восьми месяцев, привычка, которую им сформировали насильно», — говорит Евгения.

«Его охранники не раз упоминали о том, что те условия, в которых живет он, они значительно лучше, чем те, в которых находятся остальные. И это приводит его в ужас, потому что он ни разу не выходил гулять, кроме того времени, когда его перемещали между точками локации, и он все время находился в темноте, у него белая кожа. Он сейчас говорит: "Я не хочу стоять на солнце, потому что я его не видел восемь месяцев". Что переживают другие заложники — сложно даже представить, если его положение было лучше, чем их», — говорит Михаил Козлов.

По словам отца Андрея, в больнице, стоя перед шведским столом, ему было сложно сделать выбор еды.

«Он затруднился выбрать между кашей и макаронами, потому что ему на протяжении восьми месяцев ему не предоставляли никакого выбора и не предоставляли возможности принимать какие либо решения, — говорит Михаил. — Он просто отвык от этого. Да, то, что он выглядит хорошо и чувствует себя хорошо, несмотря на все то, что он перенес — мне кажется, это просто по одной причине — потому что он находился все-таки с другими людьми, в этом им втроем очень повезло. И вдобавок он просто очень сильный, очень оптимистичный человек, который смог такие вещи перенести без огромного ущерба для себя, как психологического, так и физического. Мы просто хотим, чтобы он пришел в чувство, пришел в себя и стал прежним.»

По данным израильского правительства, в плену у ХАМАС остаются 120 заложников. По словам Дэвида Менсера, пресс-секретаря правительства, 43 из них уже нет в живых.

«Тема заложников, которые остались в плену, для него невероятно болезненна, — говорит Евгения Козлова. — То есть вроде бы он должен сейчас радоваться жизни и смеяться, но он никогда не забудет о тех людях, которые там остались. Никогда. Когда он освободился и немного пришел в себя, одна из первых фраз его была: "Их нужно освободить. Они находятся в ужасных условиях. Их нужно освободить как можно быстрее"».

Форум

XS
SM
MD
LG