Линки доступности

Евгений Жеребецкий: Майдан – горнило, в котором переплавилось все гнилье


Евгений Жеребецкий
Евгений Жеребецкий

Украинский эксперт о новом шансе для страны и о невозможности возвращения к авторитаризму

КИЕВ – Украина после Майдана. Какой ей быть? Украинское общество пытается оправиться от уличных боев, насилия, десятков убитых, фактических отставок президента и правительства и перейти к формированию новых рычагов управления, к стабилизации общественной жизни. Только на прошлой неделе на улицах Киева снайперы стреляли в людей, но уже сегодня появился шанс вернуть мирную жизнь.

Однако некоторые эксперты уже высказывают опасения в связи с тем, как идут новые политические процессы в обществе. И удастся ли оппозиции пройти через «искушение властью», не примерит ли на себя «образ авторитаризма», с которым боролась последних четыре года?

На эти и другие вопросы ответил Русской службе «Голоса Америки» украинский политический аналитик, специализирующийся на проблемах государственной и международной безопасности Евгений Жеребецкий.

Тарас Бурнос: У вас нет опасения, что после поражения Виктора Януковича и его фактической отставки концентрация власти в одних оппозиционных руках может привести к перекосу сил в политикуме страны?

Евгений Жеребецкий: Понятно, что оппозиционеры пытаются взять на себя максимум полномочий в политической, экономической, социальной сферах. Мы видим, что силовых структур, милиции, практически, нет, Судов и прокуратуры – нет. Поэтому сейчас нужны кардинальные меры, чтобы поставить все на место. В этом нет ничего чрезвычайного, потому, что новое правительство будет техническим и переходным. Оно должно, образно говоря, подмести, вымыть, поставить все на свои места, подготовить базу для будущего правительства.

И то, следующее новое правительство, вот именно оно должно быть совершенно другим.

Я тоже был несколько шокирован, когда народного депутата Александра Турчинова, соратника бывшего премьер-министра Украины Юлии Тимошенко, назначали сначала председателем парламента, а потом – исполняющим обязанности президента Украины.

Но учитывайте ситуацию: президента, фактически, нет, выборы президента без и.о. президента провести никак нельзя, времени на раскачку просто нет, в конституции нет законов, прописанных именно для нынешней ситуации, которую нужно выводить в мирное русло.

Т.Б.: Как повлияли события на Майдане на формирование гражданского общества в Украине?

Е.Ж.: То, что произошло, эти совершенно трагические события…. когда десятками гибли безоружные люди с деревянными щитами против пуль, а сотни были ранены, это «порвало» сознание людей.

Майдан – это такое мощное горнило, в котором переплавилось все гнилье. У нас уже нет просто граждан. Были россияне, украинцы, евреи, татары, греко-католики, мусульмане с православными и протестантами другие социальные градации и национальности. Теперь, после Майдана, они сплавились в единую нацию – украинский народ.

Уже никого не раздражает и не беспокоит, кто какой национальности, на каком языке говорит, какого вероисповедания. Люди выстрадали эти изменения кровью и заплатили за них жизнями.

Этот Майдан не примет никакой политической фальши, никакого лукавства. Вы помните, как на сцену на прошлой неделе вышел простой сотник, потерявший друга в бою, обратился к политикам, и сказал им – кто вы такие, ребята?

Я верю, что нас ждут великие перемены, верю, что в Украине родился новый потенциал, мы получили новый разгон для действий, а политическая оппозиция сделает все правильно.

Т.Б.: Не кажется вам, что Майдан, как явление, привил новую способность – теперь граждане знают, как действовать, в случае, если политики их снова подведут?

Е.Ж.: Думаю, что будут созданы некоторые «предохранители», которые не позволят новой власти скатиться к авторитаризму. Я работаю с группой экспертов над этим вопросом.

Сегодня Украине, как никому в мире, выпал шанс. Собрался Майдан, который не планировали политики. Что планировали политики? Политики планировали собрать сто-пятьдесят тысяч человек, показать Виктору Януковичу, что политическая оппозиция на плаву, «съесть» вот эту всю кашу, которую заварил Азаров-Янукович с евроинтеграцией и попытаться победить власть на выборах.

Уверен, что большая доля ответственности за трагедию лежит и на плечах оппозиции. Она баловалась с режимом, у нее был доступ к ресурсам, деньгам… Она забывала, что депутат или чиновник даже в оппозиции находится на службе у народа! А теперь времена изменились. Сейчас должна произойти полная смена политиков…

Т.Б.: Опальный бывший премьер-министр Юлия Тимошенко вернулась из колонии, кем вы видите ее в политическом процессе в Украине?

Е.Ж.: Юлии Тимошенко не светит ничего. Никакой должности. Оппозиция себя полностью сожгла на Майдане, теперь появятся новые люди. Они, возможно, будут плохими специалистами, но политиками они будут отличными.

Т.Б.: Какова судьба тех, кто причастен к гибели 82 человек на прошлой неделе во время столкновений сил самообороны Майдана с правительственными войсками?

Е.Ж.: Сейчас энергия и воля в народе такая, что этих преступников будут искать повсюду. Эта энергия и воля никуда не денется, не исчезнет с годами. Их будут отлавливать, как бешеных псов, и они будут счастливы, если доживут до суда.

Т.Б.: Сможет ли Виктор Янукович найти хоть каплю оправданий за происшедшее?

Е.Ж.: Лучшее, что с ним может быть, это попытаться проговорить по телефону со Службой безопасности Украины условия для своей же безопасности в случае добровольной сдачи. Его привезут в Киев, будет суд и он сядет в тюрьму, возможно даже, – навсегда. Я понимаю, что Виктор Янукович не такой жестокий человек, как о нем говорят, но он поступил как политик, который не понимает последствий своих решений, шел напролом.

А что касается в других – бывших генпрокурора или министра внутренних дел – их проблемы намного сложнее, если они попадут в руки Майдана: до суда дело может не дойти.

Т.Б.: Ведущие украинские политики, бывшие сторонники Виктора Януковича сегодня говорят о нем, как о диктаторе. Не звучат ли их слова как политическое приспособленчество..?

Е.Ж.: Я попытаюсь дать оценку как эксперт, который занимается вопросами государственной безопасности. С позиции государственной безопасности в государстве должно быть спокойствие, безопасность для граждан, созданы условия для демократического развития общества.

Мы видим, что лидер парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил: нас Янукович подвел, но мы – нормальные люди, давайте не будем ссориться, давайте будем строить демократическую Украину. Что ж – это прекрасно! Другое дело, если бы он заявил, нет, мы не согласны с нынешним ходом истории, у нас есть миллион сторонников, мы выведем их на улицы и завалим этих «бандеровцев» – этот вариант идет вразрез с базовыми принципами государственной безопасности, дестабилизирует ситуацию, ущемляет права граждан.

Другое дело, что я не подам руки членам Партии регионов – они мне противны, они верно служили режиму. Надеюсь, что в Украине будет принят закон о люстрации, который запретит такие партии, как коммунистическая, а их руководителям запретит избираться во власть лет на десять. Пусть сидят на своих дачах, выращивают помидоры.
XS
SM
MD
LG