Жители Эстонии привыкают к новому способу денежных расчетов. Их страна стала первым постсоветским государством, которое 1 января отказалось от национальной валюты и перешла на евро. Однако существуют опасения, что нынешние проблемы с общеевропейской валютой могут привести к тому, что более крупные восточноевропейские государства будут воздерживаться от вхождения в еврозону.
В первый день нового года толпы народа в столице Эстонии танцевали и пели на улицах, несмотря на мороз. Многие собирались у банкоматов, где получали – и с интересом рассматривали – купюры евро.
В 2011 году Таллинн также стал культурной столицей Европы.
Однако критики сомневаются в том что отказ от кроны – правильный верный шаг для балтийского государства с населением в 1,3 млн человек.
Уроженец Финляндии Кирси Алтонен испытывает смешанные чувства относительно евро: «Я предполагаю, что цены в Эстонии вырастут. Конечно, станет проще приезжать сюда из Финляндии и других стран. Но кто знает?»
Ряд других восточноевропейских стран, в частности Польша, Чехия и Венгрия не считают нужным спешить со вступлением в клуб 17 государств еврозоны, заявляя, что прежде стоит посмотреть, как будут разрешены проблемы с государственным долгом в Ирландии, Греции, Испании и Португалии.
Марек Белка, глава Центробанка Польше, заявил местным СМИ, что Польша перейдет на евро только, когда в еврозоне будет наведен «порядок». Пока, отмечает он, с евро «происходят драматические события».
Премьер-министр Чехии Петр Нечас сказал, что в его стране позитивные результаты введения евро не проявятся на протяжении длительного времени.
С ним согласен премьер-министр Венгрии Виктор Орбан: по его словам, Венгрия введет евро не раньше, чем через 10 лет.
Эксперты считают, что многие в Восточной Европе опасаются перехода на евро, поскольку это сделает их страны менее конкурентоспособными, и они утратят возможности играть на разнице валютных курсов.
Долговой кризис, в котором оказались сразу несколько государств Евросоюза, в значительной степени похоронил представление о том, что вхождение в еврозону облегчает доступ к финансовым ресурсам и обеспечивает низкие ставки по кредитам.
Олли Рен, европейский комиссар по финансам, не считает нужным опровергать эти мнения. Он предупреждает, что в ближайшие годы еврозона столкнется с серьезными проблемами: «Предыдущее десятилетие сделало реальностью проект по созданию общеевропейской валюты. Нынешнее десятилетие станет временем фундаментальных реформ еврозоны, экономического и монетарного союза».
Пожилой житель Таллина Тиит Тооминте, большая часть жизни которого прошла в советской Эстонии, связывает с евро большие надежды, видя в общей валюте необходимый инструмент для ведения бизнеса: «Когда эстонцы выезжают за границу и сравнивают цены на разные товары – такие как обувь и одежда, – они сразу видят их отличие от эстонских. Бизнес позволит сгладить эти различия».