Линки доступности

Дело Надежды Буяновой: российского врача-педиатра осудили по политическому доносу


Врач-педиатр Надежда Буянова в московском суде. Архивное фото
Врач-педиатр Надежда Буянова в московском суде. Архивное фото

По словам адвоката Буяновой, дело построено на оговоре и клевете. Сама врач вины не признала

Московский суд во вторник приговорил 68-летнюю врача-педиатра Надежду Буянову к 5,5 годам колонии по статье о так называемых фейках о российской армии.

Прокурор запрашивал для обвиняемой 6 лет лишения свободы. Буянова вины за собой не признала.

Адвокат врача Оскар Черджиев признался, что не ожидал подобного исхода. По его словам, приговор «чудовищно жестокий». По мнению адвоката, дело построено на оговоре и клевете.

Согласно российскому законодательству, фейками в отношении действий российских военных в Украине считаются любые не соответствующие официальной позиции негативные высказывания – в основном антивоенной направленности и сделанные в соцсетях. Буяновой же вменили в вину содержание частного разговора.

По версии следствия, во время приема пациентов, матери и ее ребенка, у которого отец-военнослужащий погиб на войне в Украине, педиатр якобы сказала, что мужчина был «законной военной целью». Буянова отрицает, что говорила нечто подобное. На этом оговоре и держится всё дело.

Доносы с политическим оттенком за время войны в Украине получили довольно широкое распространение в России. По подсчетам «ОВД-Инфо», по такого рода делам уже возбуждено более двух десятков уголовных дел.

Юрист, правозащитник Илья Шаблинский в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» сказал, что он испытал шок, когда узнал о приговоре. По его словам, еще накануне рассчитывал, что приговор будет условный.

«Иногда, очень редко, правда, но судьи в подобных случаях все же выносят условные приговоры, – добавил он. – Помнится, такое случилось в отношении учительницы из Пензы, которую арестовали по доносу двух ее учениц (что тоже, конечно, звучит кошмарно!). Учительница рассказала им про бомбардировки (российскими военными) Мариуполя (украинского города», про уничтожение там роддома. И ей дали 5 лет условно».

Но дело Буяновой, разумеется, выбивается из общего ряда, продолжил Илья Шаблинский. «И то, как оно состряпано, выглядит гнусно, если вникнуть в его детали. Была приватная беседа (врача и посетительницы). И фразы педиатра, которые ей поставили в вину, вообще никак не доказаны. Там слово против слова. То, что сделали следователи иначе как фабрикацией не назовешь. За слова в частной беседе даже в советское время не арестовывали, хотя тогда тоже был тоталитарный строй».

Прокурор и судья, задействованные в этом деле, должны будут в будущем понести ответственность за заведомо неправосудный приговор, убежден юрист: «Не знаю, когда, но должны. И не только ради справедливости. Сталинские палачи в свой время не понесли ответственность, и вот сейчас мы наблюдаем последствия этого. Нынешний уровень репрессивности уже значительно выше уровня, чем в позднюю советскую эпоху. И этот приговор – преступление. Как я узнал, судью по делу Буяновой буквально недавно повысили в должности. Это показательно в том смысле, какие кадры поощряются властями».

Возможно, то, что уголовное дело возбуждено по решению главы Следственного комитета России Александра Быстрыкина, друга президента Владимира Путина, наложило отпечаток на ход дела, допустил Илья Шаблинский: «Можно предположить, что именно по этой причине судья решила проявить особое рвение. Эти люди стремятся выслужиться любым способом, поцеловать властвующую руку. К сожалению, и надежд на вышестоящие судебные инстанции очень мало. За это говорит вся сложившаяся практика».

Судебные чиновники, увы, рассматривают приговоры по таким делам как отчет перед начальством, резюмировал юрист.

По данным ОВД-Инфо, с начала войны более тысячи россиян были привлечены к уголовной ответственности за антивоенные выступления, а свыше 20 000 – задержаны за протесты.

Сама статья «фейки» о российской армии не имеет ничего общего с мировым правом, считает адвокат правозащитной группы «Первый отдел» Евгений Смирнов. По его оценке, поэтому любой человек, привлеченный по этой статье к ответственности, подлежит незамедлительному освобождению.

«Любое преследование людей за критику властей недопустимо, – говорит он в комментарии «Голосу Америки». – Если же оценивать общую тенденцию репрессий внутри страны, то ее можно охарактеризовать одной фразой – нельзя понижать градус. Государство боится показать свою слабину, поэтому постоянно придумывает новые запретительные законы, новые практики их применения. И всё большее количество посаженных людей этому прямое доказательство».

Это делается в попытке контролировать российское общество и подавлять инакомыслие, полагает Евгений Смирнов: «А для этого необходимо возбуждать все большее количество дел любыми способами – доносы, тотальный мониторинг, провокации. Правоохранительная сфера в России фактически находится в состоянии войны, а на войне все средства хороши».

К сожалению, правозащитные организации не в состоянии посчитать всех жертв этой политики, констатировал адвокат: «Номинально общее количество признанных политзаключенных сейчас около тысячи, однако в реальности эта цифра больше в несколько раз. Для понимания: с начала полномасштабного вторжения было возбуждено более полутысячи дел о госизмене и шпионаже».

Практически все эти люди привлечены за свое сопротивление действиям российских властей, утверждает Евгений Смирнов. В каждой российской колонии вновь появилась категория политзаключенных, и это свидетельство о войне власти со своим народом, заключил он.

Форум

XS
SM
MD
LG