Линки доступности

Алексей Навальный: Указание Кремля — на выборы оппозицию не пускать


Алексей Навальный
Алексей Навальный

Лидер «Партии Прогресса» — о противодействии российских властей участию оппозиции в избирательной кампании

МОСКВА. «Демократическая коалиция» оппозиционных организаций в России, которая борется за места в региональной и местной власти в ходе начавшейся избирательной кампании, получила очередной удар от российских чиновников: городская избирательная комиссия Перми, где осенью пройдут выборы в городской парламент, отказала оппозиционерам в регистрации списка их кандидатов.

Это уже четвертый случай отказа властей представителям оппозиционных организаций в возможности вести легальную политическую борьбу: ранее «Демократической коалиции» отказали в регистрации списков в трех областях, в законодательные собрания которых критики действующего в России режима пытаются избраться.

Является ли череда отказов и репрессивные меры против «Демократической коалиции» кампанией? Об этом Русская служба «Голоса Америки» спросила в эксклюзивном интервью с лидером официально не зарегистрированной «Партии Прогресса», известным российским борцом с коррупцией Алексеем Навальным.

Данила Гальперович: Действия российских чиновников, повторяющиеся от региона к региону – отказ в регистрации списка «Демкоалиции» по различным обстоятельствам –это «перегибы на местах», стремление сделать хорошо центральным властям, или выполнение указания сверху?

Алексей Навальный: Сейчас нет ни малейших сомнений в том, что идет координированная политическая и силовая кампания по недопущению демократической коалиции на выборах и использование этой ситуации как тренировки перед выбором в Государственную Думу в 2016 году. Мы видим, что, с одной стороны, нас достаточно демонстративно не пускают на выборы – используются для этого совершенно какие-то абсурдные причины, над которыми смеются и недоумевают даже прокремлевские политологи. С другой стороны – любое возмущение, любая попытка привлечь внимание к тому, что нас не пускают на выборы, приводит к тому, что точно так же демонстративно возбуждаются уголовные дела.

И мы видим, что после начала голодовки в Новосибирске сразу начали приходить следователи, которые даже не скрывают, что они выполняют прямое поручение руководителя Следственного комитета России Александра Бастрыкина. 29 июля был арестован Андрей Пивоваров, руководитель нашего штаба в Костроме. Какие-то проверки прокуратуры ведутся в Магаданской области, где нас также не допускают на выборах. Причем утверждался какой-то полный абсурд – что мы раскрыли какие-то персональные данные, и так далее. Это все показывает, что есть указание Кремля о том, чтобы на выборы оппозицию не пускать. А если они, то есть мы, будут возмущаться – оказывать на них силовое давление.

Д.Г.: Есть такое, довольно явное, противоречие: с одной стороны, все подконтрольные власти ресурсы говорят о том, что у вас рейтинг маленький и влияние маленькое. С другой стороны, предпринимаются явные усилия помешать вам, чем явно признается, что оппозиция представляет собой некую силу. Как вы думаете, не могут ли сами власти стать жертвой этого противоречия, своими действиями доказав россиянам, что вы на самом деле сила?

А.Н.: Власти же понимают, что эти все рассказы о том, что оппозиция не имеет никакой поддержки, ссылки на ВЦИОМ и на все остальное – это все не имеет ни малейшего значения. Если бы это на самом деле было так, им гораздо проще было бы пустить нас на выборы, где мы благополучно получили бы какие-нибудь полтора процента, и об этом можно было бы долго рассказывать по телевизору.

Люди, которые сидят в Кремле, у которых главная задача – удержать власть, они отлично понимают, что все эти рейтинги Путина, которые есть, и достаточно высокие, и рейтинги поддержки внешнеполитических всяких вещей –они не делегируются. И как только мы получим возможность реально участвовать в выборном процессе, какое-то количество (я не говорю, что мы сразу победим или получим 30-40% на выборах где-нибудь в Магадане) независимых депутатов пройдет.

И это станет крахом кремлевской идеи о том, что есть какая-то совершенно никому не нужная, несущественная оппозиция, а они полностью доминируют. Они совершенно не полностью доминируют, а реально боятся потерять большинство в региональных парламентах. И это, конечно, очень тяжело скажется для них на подготовке к выборам в Госдуму, которую тоже нужно провести таким образом, чтобы в Думе не оказалось ни одного независимого депутата.

Д.Г.: Некоторые люди, которые обсуждают «Демкоалицию» в соцсетях, обсуждают деятельность вашу и Михаила Касьянова, отмечают, что «Навального на выборах московского мэра не мочили, а сейчас мочат, потому что он связался с Ходорковским». Насколько, по-вашему, то, что вы объединились и, в особенности, что вас поддержал Михаил Ходорковский, влияет на отношение власти к нынешней оппозиционной кампании?

А.Н.: Я не думаю, что здесь речь идет конкретно о Ходорковском, который играет в этой кампании не такую большую роль и даже заявляет о том, что он не участвует, а ему больше интересно заниматься наблюдением, и так далее. Но сам факт создания «Демократической коалиции», которая была поддержана, в том числе, Ходорковским, его «Открытой Россией», конечно, очень сильно не нравится власти и является одной из причин такого силового противодействия.

Потому что они отлично понимают, что эта демократическая коалиция готова и может представлять людей, давать политическое представительство огромному количеству людей, которым не за кого голосовать. Вот если в 2011 году кто-то из них голосовал за коммунистов, кто-то за "Справедливую Россию", кто-то еще за кого-то, то сейчас голосовать им не за кого, кроме как за «Демократическую коалицию», которая в условиях, когда все обострилось, является действительно единственным независимым политическим образованием.

  • 16x9 Image

    Данила Гальперович

    Репортер Русской Службы «Голоса Америки» в Москве. Сотрудничает с «Голосом Америки» с 2012 года. Долгое время работал корреспондентом и ведущим программ на Русской службе Би-Би-Си и «Радио Свобода». Специализация - международные отношения, политика и законодательство, права человека.

XS
SM
MD
LG