Линки доступности

Жестокое избиение в Чечне журналиста Елены Милашиной – акция запугивания


Елена Милашина после нападения на нее в Чечне (архивное фото)
Елена Милашина после нападения на нее в Чечне (архивное фото)

Российские правозащитники – ответственность за демонстративный акт насилия против Елены Милашиной и Александра Немова несут чеченские власти

В результате медицинского обследования, который прошла журналистка Елена Милашина после нападения на неё и адвоката Александра Немова в Чечне, врачи выявили у пострадавшей закрытую черепно-мозговую травму, до 14 переломов пальцев и кистей рук и многочисленные ушибы мягких тканей, сообщает накануне издание «Новая газета. Европа».

Между Следственный комитет по Чечне спустя почти двое суток после преступления все-таки завел соответствующее уголовное дело, но только по двум статьям: о причинении вреда здоровью лёгкой и средней степени тяжести.

Нападение на журналистку Елену Милашину и адвоката Александра Немова произошло утром во вторник, 4 июля, когда они прилетели в Грозный на суд Заримы Мусаевой. Преступники, помимо прочего, обрили голову Милашиной и облили ее зеленкой.

Преступление вызвало возмущение мировой общественности. Комиссар Совета Европы по правам человека Дуня Миятович назвала нападение «ужасающим актом насилия, демонстрирующим неуважение к человеческому достоинству и важности свободы прессы».

Нет никаких сомнений, что в организации этого нападения, его подготовке и осуществлении замешаны представители чеченской власти, убежден член правления Международной Ассоциации «Мемориал», лауреат премии Сахарова Олег Орлов. По его мнению, при этом не важно, кто конкретно отдавал приказ.

«Вполне очевидно, что в любом случае ответственность за всё несет в том числе и лично Кадыров (находится под санкциями США – В.В.) как руководитель, а точнее как полный всевластный хозяин и “падишах” республики, – добавил он в комментарии Русской службе «Голоса Америки». – Он ответственен хотя бы за создание такой системы, где подобное безобразие становится возможным».

Эта шокирующая демонстративной жестокостью акция потребовалась для того, чтобы в Чечню больше не смели ехать ни журналисты, ни адвокаты - для их запугивания, констатировал Олег Орлов: «Теперь найти адвокатов, которые бы согласились поехать работать в Чечню, будет значительно труднее. Журналисты тоже станут бояться сильнее. И, конечно, нападение в значительной степени совершено лично против Елены Милашиной. Кадыров, люди из его окружения воспринимают Милашину как врага. Ее на митингах (в Грозном) так публично и называли – врагом, “иностранным агентом”».

Кроме того, правозащитник сомневается в том, что преступление эффективно расследуют. «Об этом говорит уже то, что уголовное дело возбуждено всего по двум статьям: “нанесение телесных повреждений средней и малой тяжести”. Это показывает, что СК не хочет и не будет серьезно это расследовать. Потому что нужно было как минимум возбудить уголовное дело по угрозе убийства, по препятствованию в работе СМИ и адвоката, к тому же тут налицо просто издевательство, а по сути пытки».

Резюмируя, Олег Орлов признался, что на 99,9 % уверен, что расследование завершится ничем, «вплоть до того, что не найдут даже исполнителей».

Ситуация в республике с момента нападения на нас почти не изменилась, стало только хуже, констатировал экс-глава Комитета пыток Игорь Каляпин, который несколько лет назад сам вместе с коллегами подвергся нападению в Чечне. На его взгляд, изменения в худшую сторону обусловлены несколькими причинами.

«Во-первых, в Чеченской Республике укрепилось понимание того, что они, безусловно, необходимы федеральной власти хотя бы потому, что они участвуют в так называемой СВО (войне в Украине), – заметил собеседник «Голоса Америки». – А, во-вторых, они уже привыкли к тому, что контролируют у себя все, включая информационное пространство. Они отвыкли от того, что в республике могут свободно находиться представители независимых СМИ. Их, естественно, проинформировали о приезде Милашиной. Остальное мы знаем».

Это акция показательная, совершена с целью запугивания, утверждает Игорь Каляпин: «С тем, чтобы показать всем остальным, что “с вами может быть то же самое”. Но я подчеркиваю, что это атака не только против Милашиной, которая давно уже стала сильнейшим раздражителем для местных властей и подвергалась всевозможным угрозам. Это в том числе акция и против Немова как адвоката, который был основным защитником Заримы Мусаевой. В Чечне это дело особенно важно потому, что связано с деятельностью оппозиционного Телеграм-канала «1ADAT» (который вели сыновья Мусаевой). То, что женщине предъявляют нападение на полицейского и так далее – полная ерунда. Мусаева расплачивается за деятельность телеграм-канала и братьев Янгулбаевых».

Правозащитник также абсолютно уверен в том, что объявленное Следственным комитетом расследование не значит ровно ничего. «В Чечне свой закон, точнее “понятие”: «Рамзан сказал», заключил он.

Форум

XS
SM
MD
LG