Недавно из Афганистана вернулся на родину бригадный генерал британских войск Тим Рэдфорд. По словам генерала, поход был тяжелым: бригада потеряла 66 бойцов – главным образом из-за придорожных фугасов. «На этот раз мы столкнулись с новой тактикой, – рассказывает генерал Рэдфорд. – Мы имели дело с врагом, избегающим воевать лицом к лицу и предпочитающим закладывать взрывчатку у нас на пути. Всего лишь за одно лето мы обезвредили 1800 взрывчатых устройств. Мы были просто обязаны быстро адаптироваться к этой ситуации».
К изменению ситуации в Афганистане пытается адаптироваться и американская администрация. Выступая по британскому радио во время своего европейского турне, госсекретарь США Хиллари Клинтон не оставила сомнений на этот счет.
«Наша стратегия остается неизменной, – заявила она, – расколоть, разоружить и в конечном счете разгромить Аль-Кайду и ее сообщников-экстремистов, лишить их прикрытия и возможности нанести нам удар здесь – в Лондоне, Нью-Йорке или где бы то ни было еще.»
Как подчеркнула глава внешнеполитического ведомства США, президент Обама проводит совещания со своими военными и политическими советниками, стремясь выработать максимально эффективную тактику, применимую в Афганистане.
«Все мы стремимся как можно глубже проанализировать ситуацию, подвергая проверке наши гипотезы и отыскивая способ с максимальной эффективностью использовать наши политические и военные ресурсы. Мы убеждены и в необходимости уделять самое серьезное внимание и положению в Пакистане и в регионе в целом», – отметила Хиллари Клинтон.
Командующий афганским экспедиционным корпусом генерал Стэнли Маккристал настаивает на отправке в Афганистан дополнительных сил в количестве сорока тысяч человек. Президент США пока не принял окончательного решения по этому вопросу. По словам Хиллари Клинтон, каково бы оно ни было, в главном позиция Соединенных Штатов остается неизменной.
«Мы твердо намерены достичь нашей цели – полного разгрома Аль-Кайды, – подчеркнула госсекретарь. – Однако необходимо действовать разумно. Мы всегда помним о мужчинах и женщинах, об американцах и британцах, рискующих жизнью и гибнущих, – а потому стремимся найти максимально эффективный способ достичь наших целей».
Одна из проблем – адекватное понимание противника.
«Мы самым тщательным образом анализируем – кто в действительности сотрудничает с Аль-Кайдой, а кто нет, – отметила Хиллари Клинтон. – Не всякий, называющий себя талибом, представляет угрозу для Соединенных Штатов или Великобритании. Многих считают талибами лишь потому, что они воюют на стороне Талибана. За это им платят, а другой возможности заработать у них нет».
По мнению генерала Маккристала, важнейшее условие успеха – завоевать доверие афганского населения.
Не менее существенно и то, что происходит сегодня на афганской политической сцене. Итоги только что состоявшихся выборов у многих вызывают сомнения – и в первую очередь из-за все громче звучащих обвинений в подтасовках и мошенничестве. Как подчеркнула госсекретарь Клинтон, если Хамид Карзай останется на посту президента, ему придется существенно изменить свою политику. «Отношения между ним и народом Афганистана, между его правительством и правительствами стран, борющихся за стабилизацию положения в Афганистане, должны будут измениться», – заявила глава внешнеполитического ведомства США.
Как ожидается, в ближайшую среду госсекретарь Клинтон выступит со специальным заявлением по Афганистану. Одновременно и в США, и во всем мире ждут, когда глава Белого дома примет решение о том, какой будет новая афганская стратегия Вашингтона.