В вильнюсском кинотеатре «PASAKA» состоялась европейская премьера документального фильма «Анастасия». Ранее лента кинорежиссера Сары Маккарти уже демонстрировалась в Соединенных Штатах в присутствии главной героини фильма – Анастасии Шевченко.
Шевченко, российская гражданская активистка и политический деятель, в 2017-2018 годах была координатором ростовского отделения движения «Открытая Россия», позже возглавила региональное отделение партии «Гражданская инициатива», участвовала во многих протестных акциях, в том числе – в акции против пенсионной реформы.
В июне 2019 года Анастасия Шевченко была удостоена «Премии Бориса Немцова» – за смелость в отстаивании демократических ценностей. Награду за нее получила дочь Влада, поскольку ранее Анастасия была помещена под домашний арест решением Ленинского районного суда Ростова-на-Дону. Поводом для этого стало «участие в деятельности нежелательной организации», каковой в РФ была признана «Открытая Россия». Через 8 дней после ареста скончалась старшая дочь гражданской активистки – Алина.
В феврале 2019 года во многих городах России прошли массовые акции солидарности с Анастасией Шевченко (https://www.golosameriki.com/a/ai-mothers-march-in-saint-petersburg-in-russia/4780580.html).
В августе 2022 Анастасии Шевченко вместе с семьей удалось перебраться в столицу Литвы, где она и проживает в настоящее время.
Об истории создания документальной ленты она рассказала в интервью русской редакции литовского информационного портала Delfi: «Автор фильма Сара Маккарти позвонила мне после приговора и сказала, что узнала мою историю и хотела бы познакомиться».
Съемки фильма проходили в 2021 году, когда Анастасия приняла решение развеять прах своей старшей дочери над Черным морем. Сара Маккарти спросила, может ли она прислать свою съемочную группу, чтобы запечатлеть эту траурную церемонию.
«Я решила, что эту историю нужно рассказать, я считаю, что смерть Алины не должна быть напрасной», – продолжила Анастасия Шевченко. А поскольку события документальной ленты разворачивались в период строгих карантинных ограничений, связанных с пандемией Covid-19, то Сара Маккарти работала над фильмом удаленно из своего лондонского офиса.
«Мы опасались, что фильм немного запоздал»
После показа фильма в вильнюсском кинотеатре «PASAKA» корреспондент Русской службы «Голоса Америки» пообщалась с оператором-постановщиком Денисом Синяковым.
«Для нас (съемочной группы), это, в большей степени, человеческая история, то есть, скорее, рассказ про маму, нежели про политического активиста. Поэтому про ее политическую деятельность мы вообще ничего не снимали, а очень важным моментом стало, когда семья прощалась с сестрой и с дочерью, поэтому для нас было очень важно стать друзьями этой семьи. И если режиссер несколько месяцев общалась с Настей и ее семьей до начала съемок фильма, то мы практически стали снимать сразу как приехали. Мы все просто влюбились в эту семью, и по окончании работы нам немного обидно, что эта великолепная мама (Анастасия Шевченко) не совсем раскрыта, как и чудесные отношения внутри семьи. Ведь насколько Настя мощный политический активист, настолько же она прекрасная мать, что бывает нечасто. Мы много снимаем подобных историй, и всегда бывает что-то одно. А здесь это в одном человеке сошлось», – рассказал Денис Синяков.
Оператор фильма добавил, что раньше он был военным фотокорреспондентом агентств Reuters и France-Presse, и ему доводилось работать во многих «горячих точках», включая Израиль, Грузию, Узбекистан и Афганистан.
«Мы опасались, что фильм немного запоздал, потому что задуман он был в 2019 году, снимался в 2021-ом, а вышел только сейчас и был перемонтирован после начала войны. Там появилась вступительная часть и несколько поменялся синопсис. И мы думали, что если в Украине убивают тысячи людей и сотни детей, то как мир может испытать эмпатию к потере одного ребенка? Но я уверен, что может и испытывает – судя по тому, что Настя рассказывает, как люди плачут после просмотров этого фильма и как они сопереживают этой истории. Значит, история рассказана хорошо и стоит рассказывать про жизнь каждого человека», – считает оператор-постановщик фильма «Анастасия».
«Сейчас это, в каком-то смысле, еще и историческое кино»
Премьерный показ вел журналист Константин Эггерт. Он отметил, что реакция аудитории, которую – наряду с местными жителями, политэмигрантами из России и Беларуси – составляли и иностранные дипломаты, была «очень эмоциональной и соразмерной тому, о чем говорит это кино».
«И мне кажется, что это – очень хороший знак, потому что люди из разных социальных сфер и разных стран одинаково восприняли главную героиню и те проблемы, которые это кино ставит», – поделился Эггерт впечатлениями с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Хорошей, по мнению Константина Эггерта, оказалась и последующая дискуссия. «Мы не избегали острых тем, включая ответственности россиян за войну, и мне кажется, что эта премьера фильма в Европейском Союзе, конечно, удалась», – добавил журналист.
Говоря об избранном авторами стиле – показать Анастасию Шевченко не как общественного деятеля, а как человека, заботящегося о своей семье – Константин Эггерт отмечает:
«Конечно, решать творческие задачи можно по-разному, и, наверно, можно было выбрать другой путь, но фильм получился именно таким. Он очень сконцентрирован на эмоциональной части прощания с прахом умершей дочери Анастасии – Алины. И это создает некий фокус, прежде всего для западной аудитории, которая не очень хорошо представляет себе, что происходит в России. И в этом смысле фильм, наверно, точно выполняет свою задачу. Если бы он предназначался российской аудитории, наверно, его можно было бы снять немного иначе, но, к сожалению, ясно, что в России очень немногие его увидят, потому что даже если он будет выложен в Youtube, то это будет некий "размазанный эффект". А так, мне кажется, что он выполняет задачу, привлекая внимание к этой человеческой истории, но одновременно ясен контекст.
И еще я должен сказать, что дискуссия и обсуждение этого фильма очень полезны, потому что они ставят этот фильм в политический контекст. И мне кажется, что когда ты смотришь этот фильм сейчас (через год после съемок – А.П.), то это, в каком-то смысле еще и историческое кино. И это придает ему остроту и, если угодно, щемящее чувство».
Авторскими правами на фильм «Анастасия» владеет киностудия «Paramount», поэтому ожидается его показ на телеканале «Paramount+». Выпустить ленту в открытом доступе пока не планируется, в ближайшее время должен состояться показ в Лондоне, затем в Израиле, а в ноябре фильм примет участие в фестивале документального кино DOC NYC в Нью-Йорке, где будет демонстрироваться трижды. Финансирование ленты осуществляли лондонские компании MBK Productions и Passion Pictures.
«Для меня очень важно рассказывать о том, что внутри России существует сопротивление»
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» также побеседовала с самой Анастасией Шевченко.
«Для меня это был не первый показ, но самый волнительный. Во-первых, потому что в первый раз его смотрела со мной в кинозале моя мама, во-вторых, в первый раз в зале был оператор. И потом, это был первый показ в Европе, и здесь я ждала другой реакции, потому что в Америке люди ничего не знают про репрессии [в России], для них вся история удивительна в целом. Европейцы же знакомы с тем, что внутри России работает репрессивная машина, многие люди в зале знали мою историю. Но, тем не менее, очень тепло приняли [фильм], и мне показалось, как будто свершилось что-то важное между нами и аудиторией», – поделилась она своими чувствами после премьеры в кинотеатре «PASAKA».
Упомянув о том, что съемки фильма велись до начала полномасштабной агрессии российской армии в Украину, Анастасия Шевченко отмечает:
«Сейчас некоторые мои суждения, высказанные тогда, кажутся мне немного наивными. Смотреть этот фильм мне всегда тяжело, потому что это очень личная история, каждый раз болит голова, и я плачу. Но для меня очень важно рассказывать о том, что внутри России существует сопротивление».
После каждого просмотра гражданская активистка получает множество зрительских отзывов. «И читая их, я понимаю, что сейчас – самое лучшее время рассказывать эту историю. В Америке люди подходят и говорят: "Спасибо, что рассказали, мы не знали, что в России люди сопротивляются режиму, мы думали, что все поддерживают Путина". И сейчас в Вильнюсе подходили сотрудники различных консульств и говорили: "Спасибо, что представили позицию других россиян, и это очень важно услышать, что вы продолжаете бороться". Они считают, что документалистика – один из способов активизма, потому что, возможно, когда ты выйдешь на пикет или митинг, тебя увидят тысячи людей. Но когда видят твою историю гораздо больше людей, то это имеет сильный эффект. А фильм, безусловно, заставляет задуматься. Я хотела рассказать, как долго мы боремся с этим режимом, и на какие жертвы мы готовы идти, и что мы будем продолжать это делать. Сегодня на показе было много активистов, уехавших из России, которые увидели каждый что-то свое в этом фильме. И в Америке после показа ко мне тоже подходили уехавшие активисты, и каждый раз мы говорим, что если мы уехали, то это не означает, что мы должны молчать, наоборот – мы можем говорить за тех, кто остался. В этом наша основная задача сейчас», – убеждена Анастасия Шевченко.
«Очень важно продолжать говорить о том, что происходит в наших странах»
На выходе из кинотеатра корреспондент Русской службы поинтересовалась мнением некоторых зрителей. При этом оказалось, что далеко не все готовы назвать свои фамилии, объясняя это тем, что на родине остались члены их семей, и они не хотят, чтобы у них возникли неприятности.
Активистка из России Наталья сказала: «Я пришла на этот фильм, потому что это важное социальное событие, в том числе для эмигрантской общины, потому что я знала историю Анастасии и потому что меня по-прежнему интересует все, что связано с протестом, с тем, что происходит и происходило в России. Я не слишком глубоко погружалась в историю, но знала, что происходило на суде, когда она (Анастасия) была под домашним арестом. Знала историю с ее дочерью Алиной и, на мой взгляд, это была чудовищная история».
Наталья призналась, что ожидала от фильма более политического уклона, рассказа о протестной активности главной героини, о суде над ней.
«А фильм оказался таким тонким, трогательным, очень семейным. И, несмотря на то, что здесь ничего не говорится о протестах, о политическом активизме, я не могла отделаться от мысли, что это горе принес режим. И для тех, кто жил в России и все это переживал, ты не можешь не думать, что виной всему – путинский режим, и не можешь перестать его ненавидеть», – считает зрительница.
Белорусская журналистка Белла, переехавшая в Литву по политическим мотивам, впервые услышала о судьбе Анастасии Шевченко от своих российских коллег. А узнав о премьере фильма в Вильнюсе, решила обязательно посмотреть его, потому что считает, что «нет более прекрасных вводных для знакомства, чем документальный фильм о личной трагедии репрессированного активиста».
В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Белла отметила:
«Так как я, живя в Беларуси, немного знала об Анастасии и ее истории, я испытываю двоякие чувства после просмотра: с одной стороны, мне история близка и понятна: я маму не видела два года после отъезда. У нее уже прошло два обыска из-за моего активизма – не только в Беларуси, но и за рубежом. Я фигурирую в хрониках пропагандистов и, к сожалению, моя семья является заложником террористического режима Лукашенко. Я помогаю и российским диссидентам бороться против режима Путина, против войны в Украине».
В то же время она выразила сожаление по поводу отсутствия подобных документальных лент о белорусских оппозиционерах, остающихся в своей стране, и о родственниках погибших противников режима.
«Например, родители погибших в 2020 году во время революции активистов – таких уже больше двух десятков. С некоторыми знакома лично и продолжаю знакомиться, как с родителями, потерявшими детей, так и с детьми политических репрессированных. Мы продолжаем им помогать и, на мой взгляд, очень важно продолжать говорить о том, что происходит в наших странах, на как можно более широкую аудиторию. Чтобы люди нашли друг друга, поддержали друг друга и, как сегодня сказала сама Анастасия, не сдаваться и продолжать то, за что мы все вместе боремся».