Линки доступности

Переписка бин Ладена говорит о разногласиях в «Аль-Кайде»


Усама бин Ладен
Усама бин Ладен

Лидер террористической сети был недоволен действиями региональных отделений и «одиноких волков»

Опубликованные документы, захваченные в особняке Усамы бин Ладена в прошлом году, проливают новый свет на деятельность лидера террористов. Они свидетельствуют о том, что временами отношения между ядром «Аль-Кайды» во главе с бин Ладеном и ее филиалами были довольно сложными.

Документы, проанализированные и опубликованные Центром по борьбе с терроризмом при академии Армии США в Вест-Поинте, показывают, что в последние годы жизни Усама бин Ладен был разочарован стратегией и тактикой отделений «Аль-Кайды» на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Нелли Лахуд, один из авторов аналитической записки, опубликованной вместе с документами, говорит, что эти бумаги идут вразрез с широко распространенным мнением о полной сплоченности между ядром «Аль-Кайды», укрывавшимся в Пакистане, и ее филиалами в других частях мира.

«Новое поколение региональных джихадистских группировок считали бин Ладена старомодным, – говорит Лахуд. – У них не было полного согласия. Он – был более методичным в планировании операций и считал регионалов слишком рискованными, полагая, что их энтузиазм в проведении операций бьет через край», – поясняет Лахуд.

Опубликованные в четверг 17 документов на 175 страницах в оригинале на арабском языке представляют собой переписку бин Ладена и его сообщников и датируются 2006-2011 годами. Три самых длинных и наиболее откровенных письма написаны самим бин Ладеном в период с 2010 до конца апреля 2011 года. Последнее написано лишь за неделю до операции американского спецназа 2 мая 2011 года, во время которой лидер «Аль-Кайды» был ликвидирован.

Лахуд отмечает, что опубликованная переписка открывает лишь крошечное окно в мир «Аль-Кайды» и лидера террористов – когда-то самого разыскиваемого человека в мире. В действительности, говорит она, нет уверенности, что эти письма доходили до филиалов террористической сети. Но бин Ладен был явно разочарован, что отделения «Аль-Кайды» подрывают миссию организации, устраивая атаки, в результате которых гибнут единоверцы-мусульмане.

По словам Лахуд, бин Ладен, хотел, чтобы аффилированные группировки сконцентрировали свои усилия на США, а не на родных странах, где радикальные исламисты нуждаются в общественной поддержке.

«Он использует метафору пораженного болезнью дерева. Ствол дерева – это США, а ветви – отступнические исламские режимы, а также НАТО или Британия. Не нужно тратить время впустую на ветви. Нужно срубить ствол, после чего все дерево упадет», – говорит она.

В одном из писем лидер «Аль-Кайды» отказывает в просьбе своего сомалийского филиала «Аль-Шабаб» об официальном объединении с центральной «Аль-Кайдой». «Аль-Шабаб», как и йеменская «Аль-Кайда на Аравийском полуострове», также получили выговор от бин Ладена, когда обратились к нему за благословением на объявление своих стран исламскими государствами.

Бин Ладен также был крайне критичным к собратьям-джихадистам, в частности к пакистанскому Талибану и Анвару Авлаки – лидеру йеменской «Аль-Кайды» и уроженцу США, убитому в результате атаки американского беспилотника в прошлом году. Вообще, он отвергал террористов – «одиноких волков», например, Файзала Шахзада – человека, который в 2010 году предпринял неудавшуюся попытку взорвать бомбу на площади Таймс-сквер в Нью-Йорке.

Лахуд отмечает, что бин Ладен критиковал Шахзада за нарушение клятвы, которую тот дал при получении гражданства США.

«Он не возражает, когда люди, получившие гражданство при рождении, совершают теракты против США. Но он против того, что люди, которые натурализовались как граждане и поэтому принесли присягу, поклявшись не угрожать США, нарушали ее», – говорит она.

Стюарт Каудилл, соавтор аналитической записки, говорит, что нет никаких свидетельств, которые говорили бы об альянсе Ирана и «Аль-Кайды». Более того, отношения между Ираном и «Аль-Кайдой» временами были антагонистичными из-за арестов Тегераном некоторых агентов «Аль-Кайды» и членов семьи бин Ладена.

Один из основных вопросов, на которые все хотели получить ответ – как бин Ладену удавалось оставаться незамеченным, несколько лет проживая в Абботтабаде – городе, расположенном недалеко от Исламабада, где есть заметное присутствие пакистанской армии. По словам Каудилла, письма не дают ответа на этот вопрос.

«В документах нет никаких ссылок на то, что бин Ладен получал поддержку официального Пакистана в лице членов правительства или спецслужб. На самом деле, упоминания пакистанской разведки делались в контексте того, что необходимо сделать все возможное, чтобы она не обнаружила укрытия «Аль-Кайды», – говорит он.

По словам Лахуд, бин Ладен был искренне доволен «арабской весной», которая тогда находилась в ранней стадии. В письме, написанном за неделю до своей смерти, он призвал к работе с образовательными учреждениями и СМИ региона для пропаганды идей джихадизма.

«Его план состоял в том, чтобы побудить людей, которые еще не приняли участие в восстании, выступить против правителей, – говорит Лахуд. – Но главным образом, он хотел предостеречь мусульман от тех, кто предлагал довольствоваться половинчатыми решениями. То есть он не хотел, чтобы люди обольщались политическим процессом, как случилось с «Братьями-мусульманами».

В другом письме уроженец США Адам Гадан, экстремист, называющий себя «Американской Аль-Кайдой», призывал руководство террористической сети отмежеваться от любых других группировок, совершавших теракты от имени «Аль-Кайды» без консультаций с ее ядром. Гадан также предлагал отметить годовщину терактов 11 сентября 2011 года так, чтобы поднять репутацию террористов. Бин Ладен тоже хотел совершить что-то подобное событиям 11 сентября по масштабу, но ему это не удалось.

Другие новости о событиях в мире читайте в рубрике «В мире»

XS
SM
MD
LG