Линки доступности

Беслан как оправдание войны с Украиной. Как работает исторический фрейминг?


Журналист, филолог Ксения Туркова объясняет, как Кремль использует память о теракте в Беслане, чтобы оправдать агрессию против Украины и подогреть интерес к войне.

Британская исследовательница Джейд Макглинн в своей книге «Творцы памяти. Политика прошлого в путинской России» пишет об историческом фрейминге как ключевом приеме российской пропаганды, на котором Кремль фактически строит новую «национальную идею». Макглинн вспоминает, как 24 августа 2014 года, когда Россия уже вела гибридную войну против Украины, по улицам оккупированного Донецка провели десятки украинских пленных; при этом разъяренные прохожие выкрикивали в их адрес оскорбления, бросали в них протухшую еду и разные предметы. Парадом управляли поддерживаемые Кремлем «ополченцы» с георгиевскими ленточками, а вся процессия была стилизована под парад времен Второй мировой войны. Джейд Макглинн пишет: «Шествие было тщательным образом срежиссировано так, чтобы напомнить парад Советской Армии в 1944 году, когда по улицам Москвы вели пленных нацистов».

Макглинн приводит эту историю как яркий пример исторического фрейминга — приема, когда некое событие из прошлого намеренно «смешивается» с событием из настоящего, которое медиа помещают в определенное смысловое поле. Как это работает? В случае с парадом в Донецке смысловое поле — это Вторая мировая война (или, в российской версии, Великая Отечественная). Нетрудно догадаться, что это поле наполнено определенными эмоциями, и вполне однозначными: гневом и ненавистью к фашистам, гордостью за победу. Помещая событие 2014 года в ту же «рамку», Кремль стремится вызвать точно такие же эмоции и с помощью исторического фрейминга навязывает аудитории ложное тождество «украинцы = фашисты».

Надо сказать, что чаще всего Кремль использует как «рамку» именно события времен Второй мировой войны, однако есть и другие примеры, в том числе из новейшей истории России, включая правление самого Путина. Один из таких примеров — теракт в Беслане. В этом году исполняется 20 лет с того дня, как террористы захватили школу в этом городе.

Все это время Путин не приезжал в Беслан, а российские государственные медиа вплоть до начала войны России против Украины не уделяли теме бесланской трагедии особого внимания.

Так, в довоенном 2021 году телеканал «Россия 24» посвятил очередной годовщине теракта две минуты эфирного времени, а Первый канал — и вовсе 46 секунд. При этом, как отмечает «Радио Свобода», сюжет в новостях Первого канала показали последним, после восьмиминутного выступления Путина на Восточном экономическом форуме и новости о выплатах пенсионерам.

Скриншот сайта Первого канала
Скриншот сайта Первого канала

Даже в самом начале полномасштабного российского вторжения в Украину, осенью 2022 года, Путин еще не начал в полной мере использовать Беслан в привязке в войне: 1 сентября он приехал в Калининград и на открытом уроке из серии «Разговоры о важном» рассказал детям о «резиновой попе» как символе трудолюбия и успеха.

Впрочем, уже тогда риторика в отношении Беслана стала меняться. В сентябре 2022 некоторые участники ежегодной Вахты памяти использовали акцию для пропаганды военной агрессии. Например, заслуженный артист Северной Осетии Александр Коренюгин в футболке с буквой Z и лозунгом «Своих не бросаем» прочитал стихотворение авторства офицера Сергея Ефимова — о «росе детских слез» и «изрезанном тоской сентябре». В конце стихотворения автор как будто намекает на то, что сейчас зло опять пришло в Россию:

Здесь песни лишние, и смех, и развлечения...

Сегодня боль пришла к нам на порог.

И я прошу у ангелов прощения,

Что в этот день ничем им не помог.

Кстати, слово «ангелы» в этой искусственно создаваемой параллели между Бесланом и войной играет особую роль. В Беслане после теракта был создан мемориальный комплекс «Город ангелов»: в него входит кладбище, на котором похоронены убитые дети, памятник погибшему командиру спецподразделения и православный «Храм новомучеников российских». При этом в оккупированном Донецке в 2015 году открыли мемориал с практически идентичным названием — «Аллея ангелов» — в память о погибших якобы по вине «украинских карателей» детях. Начиная с февраля 2022 года российские пропагандистские ресурсы стали активно использовать «Аллею ангелов» для обоснования войны — как подтверждение «геноцида ДНР и ЛНР» и того, что Украина «восемь лет бомбила Донбасс».

Тогда же, в 2022, о Беслане именно в привязке к войне стали говорить и российские официальные лица. 3 сентября 2022, когда в России официально отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом, в Москве перед камерами выступила бывший детский омбудсмен, а теперь зампредседателя Госдумы Анна Кузнецова. Она заявила, что российские солдаты в Украине сражаются за будущее детей: «Хочется, чтобы память об этих страшных событиях не уходила из наших сердец и чтобы не только боль и слезы были за этим, но и борьба за наших детей. Сегодня за них, за наше благополучие, за мир сражаются наши бойцы, наши военные».

Спустя всего три месяца, в декабре 2022, тема Беслана снова возникла на государственном телевидении. Патриарх Кирилл приехал в Северную Осетию и после заупокойной литии в спортзале бесланской школы выступил перед местными жителями и чиновниками. Патриарх заявил, что души убитых в Беслане детей сейчас молятся о родных и о стране. По словам патриарха, «зло не имеет границ», а виноваты в этом бесы, которые могут действовать «дистанционно на целые народы через навязываемую Западом культуру свободы». Таким образом, предстоятель РПЦ озвучил основной нарратив российской пропаганды, оправдывающей агрессию: Россия сражается не с Украиной — она сражается с Западом, со странами НАТО, которые хотят поработить Россию и погрузить ее в моральную бездну.

Одним словом, становилось очевидно: чем дольше идет война, тем нужнее Кремлю эмоциональные привязки к истории, чтобы подогревать ненависть к украинцам.

Аналитик Jamestown Foundation Ксения Кириллова говорит, что вся эта война, еще начиная с 2014 года, выстроена на ассоциациях и архетипах.

«Как это устроено? Создается ряд ложных ассоциаций с явлениями, которые вызывают у людей наиболее сильные эмоции, ассоциаций с самым страшным образом врага — абсолютного зла, к которому не может быть снисхождения. Все эти компоненты — образ врага, фобии и ложная связка — и делают пропаганду войны столь успешной. Вспомним изначально связку с фашизмом. Гитлер как абсолютное зло, нацисты как абсолютное зло, а украинцы — “последователи Гитлера”. Когда Европа и Америка стали помогать Украине оружием, их тоже привязали к фашизму. Терроризм — это тоже архетип абсолютного зла, потому что любой нормальный человек испытывает ужас перед террористами. Для любого нормального человека террористы в Беслане — это абсолютное зло, особенно учитывая то, что там погибли дети», — объясняет Кириллова.

Она также обращает внимание на то, что российские пропагандисты, причем не только такие известные, как Соловьев и Скабеева, утверждают, что Украина — это вообще не государство, а «террористическая организация».

Об этом, в частности, пишет в своей статье Тимофей Бордачёв, программный директор клуба «Валдай».

«Государство сравнивается с террористом, — поясняет Кириллова и напоминает: — Более того, еще до полномасштабного вторжения эта аналогия применялась по отношению к оппозиции: власть говорила, что они все террористы, экстремисты. Это началось еще в 2021 году, когда стали преследовать сторонников Навального».

Ксения Кириллова
please wait
Ксения Кириллова

No media source currently available

0:00 0:04:46 0:00

По словам Кирилловой, рейтинг Путина на фоне украинского наступления в Курске начал падать — именно поэтому российский президент отправился в Беслан за две недели до годовщины теракта: понадобилось каким-то способом поднять боевой дух людей. «А как его поднять без привязки к какому-то инфернальному злу? — спрашивает эксперт. — Можно вот так цинично использовать в этой ситуации Беслан. Мы же, мол, ведем “священную войну”, против нас “сам Сатана”».

В свою очередь, подполковник Армии США в отставке Дэниел Дэвис, выступая в эфире YouTube-канала Dialogue Works, также обратил внимание на то, что Путин приравнивает нападение на Курскую область к теракту в Беслане. «Для него это террористическая атака, которая случилась вновь. Следовательно — зачем вести переговоры с теми, кто это делает? Для меня это за гранью безумия, просто сумасшествие!» — подытожил Дэвис.

Российский писатель Виктор Шендерович не раз говорил о том, что, по его мнению, именно Беслан стал для путинского режима точкой невозврата.

«Беслан для Путина — это платок Фриды. Ему бы лучше не напоминать об этом, потому что, собственно говоря, он и дал отмашку на штурм, на стрельбу из огнеметов по заминированной школе. Большая часть погибших в Беслане погибла по вине Путина в процессе решения им своих политических задач. А его задача была — не допустить выхода Масхадова в политическое поле. Так что ему бы не напоминать про Беслан, но он напоминает, так как с рефлексиями там плоховато», — рассуждает писатель.

По мнению Виктора Шендеровича, визит Путина в Беслан именно во время украинского наступления в Курске, вероятно, был плодом какого-то мозгового штурма на Старой площади: «Что делать в ситуации, когда огромная территория России, по сути, оккупирована вражескими войсками? Когда ты сам начал войну, которую проваливаешь? Тут подходит рецепт из “Голого короля” Шварца: вести себя как ни в чем не бывало. При этом сам по себе визит в Беслан “по дороге”, преклонение колен просто потому, что легло по географическому маршруту, — вещь совершенно унизительная».

Шендерович также обратил внимание на то, что Путин своим визитом напомнил о совсем не выгодной для пропаганды параллели: «Сам того не подозревая, Путин напомнил нам о некоем общем знаменателе. Путин развязал войну с Украиной, и украинские вооруженные силы в ответ на это пришли на территорию России. Предсказуемо — как приходят на территорию агрессора те, на кого напали. Почему вдруг чеченцы захотели гибели россиян? И почему гибели россиян будут хотеть еще очень многие, судя по всему? Ответ на этот вопрос очевиден».

Виктор Шендерович
please wait
Виктор Шендерович

No media source currently available

0:00 0:06:17 0:00

Беслан действительно можно назвать примером исторического фрейминга, который, помимо запрограммированных, тянет за собой и нежелательные ассоциации. Еще одна такая параллель — отношение власти к жителям Беслана, которые потеряли детей, и к жителям Курска, которые потеряли дома. Жителей Курской области, как писали независимые издания, местные власти практически бросили на произвол судьбы — эвакуацию и помощь организовали волонтеры, а Путин заявил о том, что пострадавшим выплатят по 10 тысяч рублей (чуть больше ста долларов США). В то же времябывшие заложники из Беслана и их родные до сих пор, двадцать лет спустя, добиваются лечения и компенсаций, а главное — всей правды о том, что случилось. Путин в ответ на вопрос «Матерей Беслана» о том, почему расследование затянулось на двадцать лет, ответил, что он «не в курсе».

  • 16x9 Image

    Ксения Туркова

    Журналист, теле- и радиоведущая, филолог. Начинала как корреспондент и ведущая на НТВ под руководством Евгения Киселева, работала на каналах ТВ6, ТВС, РЕН ТВ, радиостанциях "Эхо Москвы", "Сити FM", "Коммерсантъ FM". С 2013 по 2017 годы жила и работала в Киеве, участвовала в создании информационной радиостанции "Радио Вести", руководила русскоязычным вещанием украинского канала Hromadske TV, была ведущей и исполнительным продюсером. С 2017 работает на "Голосе Америки" в Вашингтоне.

Форум

XS
SM
MD
LG