15 сентября вооруженные силы России и Беларуси завершили совместные стратегические учения «Запад – 2021» (https://www.golosameriki.com/a/6211651.html).
Официальная церемония закрытия прошла на нижегородском полигоне Мулино. Перед началом учений первый заместитель Министра обороны Республики Беларусь генерал-майор Виктор Гулевич заявил, что «Запад – 2021» «носит сугубо оборонительный характер, и его проведение не несет никакой угрозы ни для европейского сообщества в целом, ни для соседних стран в частности».
По словам первого зама министра обороны РБ, учения направлены «на повышение обученности войск из состава региональной группировки, предназначенной для обеспечения безопасности в Восточно-Европейском регионе».
В свою очередь, заместитель министра обороны РФ Юнус-Бек Евкуров заявлял, что цель учений в том, чтобы « держать в тонусе наши вооруженные силы. Проверить их состояние на этих учениях, и в Беларуси, и на территории Российской Федерации… С каждым годом у нас учения более насыщенные и более практические»
В ходе учения «Запад – 2021» Россия впервые применила ударных роботов разведки и огневой поддержки «Уран-9» и «Нерехта» в боевых порядках общевойсковых подразделений.
О том, как отнеслись к российско-белорусским венным маневрам в странах Центральной и Восточной Европы, попыталась выяснить корреспондент Русской службы «Голоса Америки».
«Открытие российской базы в Гродно - главное внешнеполитическое достижение Кремля за последние месяцы»
Политолог Иван Преображенский отмечает, что на масштабные военные учения российской армии, как правило, особенно остро реагируют государства, ранее входившие в «Варшавский договор» или находившиеся в составе Советского Союза. В данном случае имеются в виду государства Балтии и Польша, вблизи границ которых проходят учения «Запад-2021». Исторически эти сраны испытали на себе, что такое российское военное вторжение, и каждые новые маневры вызывают у них чувства тревоги, в связи с чем они просят помощи у стран НАТО, и прежде всего – у Соединенных Штатов.
«Они обычно не обращают внимания на стремление России доказать, что учения проводятся более широким фронтом, ОДКБ ими воспринимается как организация, в которой Россия задает тон и принуждает своих союзников к любым действиям. Соответственно, в этом плане участие Казахстана и даже Беларуси на самом деле не очень серьезно воспринимается, потому что их и так считают сателлитами России», - сказал Преображенский в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Эксперт также подчеркнул, что с его точки зрения, главной целью учений «Запад-2021» является открытие российской военной базы под Гродно, которая для отвода глаз именуется просто совместным учебным центром.
«Я считаю, что появление этой базы, которую Лукашенко раньше не соглашался создать на территории Беларуси, но теперь под давлением Москвы теперь вынужден пойти на уступки, это – главное внешнеполитическое достижение Кремля за последние месяцы. А прикрытием для этого события является и помпезная, громоздкая встреча Путина и Лукашенко в Москве (https://www.golosameriki.com/a/russia-belarus/6221168.html), на которой они, якобы, все согласовали, но ничего не подписали, и все перенеслось на ноябрь. И даже вот эти учения, которые, с моей точки зрения, являются военной операцией прикрытия для переброски военных сил. Часть сил, несмотря на заявления российского генштаба, останется там, потому что они не для учений были переброшены, а для размещения в учебном центре», - пояснил Иван Преображенский.
Эксперт также подчеркнул, что с военно-стратегической точки зрения Гродно является принципиально важным для России регионом, поскольку оттуда можно вести наблюдение за частью территории Польши, а также осуществлять контроль над Сувалкским коридором, соединяющим Литву, а через ее и остальные страны Балтии, с союзниками по НАТО. И этот коридор, с точки зрения своего военно-стратегического значения потенциально оказывается столь же конфликтным, каким в конце 30-х годов был Данцигский коридор, который отделял Восточную Пруссию от остальной части Германии. Именно здесь началась II Мировая война.
«Это – (Сувалкский коридор – А.П.) территория, которая полностью контролируется Россией, но к которой она имеет доступ только по воздуху или по морю. И с военно-стратегической точки зрения российский Генштаб прекрасно понимает, что этого недостаточно для полного контроля. Поэтому и калининградское ФСБ, как известно, всегда самое суровое, и Россия постоянно усиливает там свое военное присутствие именно потому, что чувствует себя неуверенно», - заключает Иван Преображенский.
«Мы не дадим повода считать, будто здесь все боятся “европейского хулигана”»
Депутат Европейского парламента от Литвы Раса Юкнявичене (Rasa Juknevičienė) считает, что учения «Запад-2021» носят, вопреки заявлениям официальных российских спикеров, не носят оборонительного характера, а наоборот, призваны продемонстрировать способность российских и белорусских войск вести наступательные сражения. «В этом мы убедились во время проведения предыдущих стратегических учений – “Запад - 2017”. И тогда и здесь – одинаковый сценарий, и как мы видим, наблюдая за этими учениями, его участники учатся, как нападать. Это, конечно, не может нас не волновать, но с другой стороны, эти учения направлены на то, чтобы заставить (жителей стран Запада) жить в постоянном страхе. Мы понимаем эту цель, и стараемся смотреть на происходящее реально. И мы не дадим повода считать, будто здесь все боятся “европейского хулигана” – я имею в виду Кремль и Путина», - отметила евродепутат в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
Раса Юкнявичене считает, что посеять панику среди литовцев участникам учений не удастся. «Мы заняты своими делами – строим демократическое государство, у нас есть “зонтик НАТО”, и вместе с нашими союзниками мы понимаем, что ведется гибридная война, в которую вовлечена и Беларусь. Что поделать – пока у нас вот такой сосед. Но мы надеемся на лучшее будущее, не всегда ведь в Европе будут такие диктатуры, как сейчас в Кремле и в Минске», - пояснила она.
Коснувшись открытия российской военной базы под Гродно, Раса Юкнявичене заметила, что это действие носит отвлекающий характер. «Когда в экономике не наблюдается ничего хорошего, и в будущем ожидать улучшения не приходится, остается только угрожать всем вокруг. И, конечно, искать внешнего врага, чтобы люди, живущие в Беларуси и в России, думали, что нужно сплотиться вокруг своих правительств и президентов. А чтобы не было угрозы извне, мы должны быть сильными.
То же самое было и в СССР – я родилась в оккупированной Советским Союзом Литве, и помню, какая пропаганда тогда была. Но все закончилось тем, что у Советского Союза не стало ресурсов развивать военные мощности, и он проиграл Западу это соперничество. И я думаю, что тем же путем сейчас идут эти две оставшиеся диктатуры», - подытожила собеседница «Голоса Америки».
«Большинство задействованных в учениях военных передвигаются пешком, или на лошадях?»
Российская политика носит провокационный характер и направлена на усиление эскалации напряженности с другими странами. Эту мысль в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» высказал научный сотрудник Международного центра обороны и безопасности в Таллинне (International Centre for Defence and Security) Калев Стойческу (Kalev Stoicescu).
«Это такая политическая линия, которая намеренно вызывает тревогу, страх и чувство неопределенности в соседних странах от Эстонии и до Румынии с Украиной. Можно вспомнить, как весной Россия развертывала войска на границе с Украиной и в Крыму. Потом многие российские венные вернулись обратно в свои части, но большая часть техники осталась на том же месте», - привел пример Калев Стойческу.
Он также, что Лукашенко обвинил страны НАТО в малодушии из-за того, что они не прислали своих наблюдателей на учения «Запад – 2021». «Но он, наверно, забыл, что ни Беларусь, ни Россия не приглашали западных наблюдателей, в отличие от учения, проходивших четыре года назад. Так что это – явная ложь», - констатирует Стойческу.
Собеседник «Голоса Америки» добавляет, что российская армия этими учениями демонстрирует готовности вести бои на западном направлении. «Мы наблюдаем отдельные элементы крупных операций при создании конфликтных ситуаций с НАТО. И не только в Калининградской области и Беларуси, а по всему фронту от Северного Ледовитого океана до Черного моря», - продолжает научный сотрудник ICDS.
По его словам, он внимательно отслеживал всю информацию об учениях «Запад – 2021» на сайте Министерства обороны РФ. И там, в частности говорилось о том, что в учениях принимают участие 200 000 военных. При этом всего лишь 6400 человек находятся под объединенным командованием, согласно Венскому соглашению ОБСЕ 2011 года «О мерах укрепления доверия и безопасности».
«Это – чтобы избежать наблюдателей и обязанности давать подобную информацию через ОБСЕ западным странам. И вот у меня возникает вопрос: а остальные 193 600 военных, они что – вне объединенного командования, или занимаются самостоятельной деятельностью? Или еще там сказано, что (в учениях участвуют) 760 единиц броневой техники, включая 290 танков и только 80 самолетов и вертолетов. И что – большинство (задействованных военных) передвигаются пешком, или на лошадях?», - изумляется эстонский эксперт. И резюмируют, что приведенные министерством обороны РФ данные не стыкуются между собой.
Калев Стойческу упомянул и недавние переговоры Лукашенко и Путина в Москве, после чего глава белорусского режима сообщил, что намерен купить у России вооружения на сумму более $1 млрд.
«Хочу обратить внимание, что Лукашенко говорит не только о системе противовоздушной обороны С-300, но и о намерении приобрести у России С-400 для развертывания на южном направлении. Это уже открытая угроза Украине, ведь С-400 с южной границы Беларуси будет способно доставать до Киева и окрестных территорий», - предупреждает научный сотрудник Международного центра обороны и безопасности в Таллинне.
В конце беседы корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила Калева Стойческу рассказать, как было воспринято в Эстонии состоявшееся на днях открытие памятника Александру Невскому на российском берегу Чудского озера. «Нам это – без разницы, хотя, конечно, они это специально сделали на таком месте, чтобы памятник был виден с эстонского берега озера.
Конечно, это такой пропагандистский прием, призванный напомнить, что он (Александр Невский) “защищал русские земли от западных захватчиков”. Это – продолжение сталинистской политики, ведь первым, что сделал Невского иконой, был Иван Грозный, а вторым был Сталин. Ну, и теперь – Путин. То есть – та же самая пропагандистская истерика, что, дескать, Запад собирается вторгнуться в Россию. Но на самом деле это нужно Путину для укрепления своей власти», - подытоживает Калев Стойческу.