Линки доступности

Нагорный Карабах: жизнь на бочке с порохом


Нагорный Карабах: жизнь на бочке с порохом
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:12 0:00
Прямая ссылка

Выборы в Азербайджане могут привести к обострению нагорно-карабахского конфликта

Почти два десятилетия назад армянские и азербайджанские войска сложили оружие, положив конец войне за контроль над Нагорно-Карабахским регионом.

Сегодня линия траншей остается в том же состоянии, что и на момент заключения соглашения о прекращении огня в 1994 году. Однако в октябре в Азербайджане должны состояться президентские выборы. В связи с этим есть опасения, что может вновь разгореться конфликт из-за Нагорного Карабаха – самопровозглашенной республики, не признанной ни одним иностранным государством.


Полуразрушенный город Шуши на вершине горы служит иллюстрацией существующего в регионе этнического разделения. На празднике в местной музыкальной школе играют армянскую музыку, танцуют армянские танцы, подают армянские блюда и армянский коньяк. Шуши, как и весь Нагорный Карабах, контролируют этнические армяне.

Но неподалеку стоят две полуразрушенные мечети, напоминающие, что этот город, как и весь регион, считает своей территорией Азербайджан, подавляющее большинство населения которого – мусульмане.

На одной из горных дорог, ведущих в Шуши, стоит военный мемориал – армянский танк с нарисованным белой краской христианским крестом.

По всему Нагорному Карабаху армяне ведут активное строительство, будто бы считая, что это позволит решить спор о принадлежности региона.

По словам председателя Национальной ассамблеи Нагорно-Карабахской Республики Ашота Гуляна, армяне со всего мира посылают помощь региону.

«Армянская диаспора играет огромную роль в социально-экономическом развитии Карабаха», – отметил он, беседуя с нами в здании парламента самопровозглашенной республики. «Помощь, которую посылают нам соотечественники из Америки, Европы, России и бывших советских республик, позволяет нам осуществлять крупные экономические проекты».

Благодаря этой помощи появилась артерия, связывающая Нагорный Карабах с внешним миром, – извилистая горная дорога в соседнюю Армению. Чтобы окончательно покончить с изоляцией региона, в столице республики Степанакерте недавно построили новый аэропорт.

Однако пока он не работает: Азербайджан угрожает наносить удары по самолетам, которые будут совершать там посадку. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что страна намерена восстановить контроль над Нагорным Карабахом – если потребуется, то силой.

Военный бюджет Азербайджана объемом 4 миллиарда долларов почти равен ВНП Армении. Это вызывает беспокойство у Ашота Гуляна.

«То, что сейчас происходит в Азербайджане – вся это антиармянская истерия, гонка вооружений, армянофобия, – только препятствует разрешению карабахской проблемы», – считает он.

На линии фронта под перекрестным снайперским огнем каждый месяц погибает в среднем один солдат.

Директор Центра региональных исследований в Ереване Ричард Гирагосян опасается, что агрессивная предвыборная риторика может спровоцировать реальные боевые действия в регионе.

«Маловероятно, что в ближайшее время удастся достичь прорыва дипломатическими или политическими методами. Риск войны тем временем все возрастает. Причем речь идет о войне, которая может начаться случайно, в результате неверного расчета, когда эпизодические стычки выйдут из-под контроля», – предупреждает он.

Однако директор ереванского Института Кавказа Александр Искандарян убежден, что азербайджанцы не рискнут разворачивать полномасштабную военную операцию против Нагорного Карабаха.

«Эти укрепления очень надежны и хорошо оснащены», – рассказывает он, глядя на линии прекращения огня на карте. «Прорвать их в результате танкового наступления будет непросто. Это будет стоить множества жизней. Это очень серьезный шаг».

Дети в Степанакерте растут с привычной мыслью о том, что в любой момент может разразиться война.

В средней школе номер 3, недавно заново отстроенной на средства, предоставленные армянской диаспорой, есть стена почета с именами выпускников, погибших во время войны двадцать лет назад. Это – постоянное напоминание о том, что замороженный конфликт может внезапно разгореться вновь и унести жизни уже нового поколения.
XS
SM
MD
LG