В пятницу, 28 августа, Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга приговорил бывшего депутата Государственной Думы от ЛДПР Михаила Глущенко к 17 годам лишения свободы и 300 тысячам рублей штрафа по обвинению в организации убийства Галины Старовойтовой.
Первоначально ожидалось, что суд огласит свой вердикт неделю назад – 21 августа. Однако во время заседания обвиняемому стало плохо, и еще до участия в прениях и произнесения последнего слова Глущенко был отправлен в больницу, а суд перенесли на 27 августа.
Однако, оглашение приговора вновь пришлось отложить, поскольку у обвиняемого прямо во время произнесения последнего слова случился гипертонический криз.
«Я прошу прощения у всего русского народа за то, что я совершил», – сказал Михаил Глущенко перед тем, как ему вызвали «скорую помощь» в зал Октябрьского суда. И подчеркнул: «Без меня это дело бы не раскрыли!».
И лишь с третьей попытки Глущенко, отбывавший в момент оглашения приговора срок по другому обвинению, получил 17 лет колонии строгого режима.
Следствие по делу об убийстве Галины Старовойтовой идет с ноября 1998 года. В июне 2005-го городской суд Санкт-Петербурга признал виновными в убийстве политика Виталия Акишина и Юрия Колчина. Первый был приговорен к 23,5 годам лишения свободы, второй – к 20 годам.
Долгое время оставался без ответа вопрос о заказчике преступления. 8 ноября 2013 года Михаилу Глущенко были предъявлены обвинения в соучастии в преступлении, а через пять месяцев поступили сообщения, что он заключил сделку со следствием и дал показания на Владимира Барсукова (более известного под фамилией Кумарин) – руководителя «тамбовской» организованной преступной группировки. По словам Глущенко, именно Барсуков – Кумарин (который в настоящее время отбывает наказание за другие преступления) является заказчиком убийства Галины Старовойтовой.
Означает ли это, что самое резонансное политическое преступление конца 90-х годов полностью раскрыто?
О персонаже, достойном пера Зощенко и «передаче эстафетной палочки»
Заместитель директора Агентства журналистских расследований, а в прошлом – сотрудник спецотдела уголовного розыска Евгений Вышенков начал с того, что он «лично знаком», как он выразился, «со всеми участниками этой драмы» с конца 80-х годов. И на этом основании он считает, что «ни одному слову Михаила Глущенко верить нельзя», ибо в прошлом этот человек неоднократно избегал наказания за изнасилование, хранение оружия и другие преступления. «При этом он давал такие показания, что это можно прочесть только у таких писателей, как Зощенко, или Ильф и Петров», – считает замдиректора Агентства журналистских расследований.
Что же касается дела об убийстве Галины Старовойтовой, то здесь, по мнению эксперта, произошло следующее: «Когда Глущенко понял, что ему все-таки предъявят факты, свидетельствующие, что именно он является заказчиком этого преступления, он задумался, мысленно извинился перед своим “братом по оружию” Кумариным, дескать, тебе, Володя, все равно, на тебя и так всех собак вешают, а мне полегче будет. И передал эту эстафетную палочку ему, то есть, назвал его заказчиком убийства Галины Васильевны. Ибо на самом деле, Глущенко - далеко не дурак, хотя и любит прикидываться человеком не от мира сего», – сказал Евгений Вышенков.
Ученый-криминолог, доктор юридических наук Яков Гилинский также не уверен в том, что Владимир Барсуков (Кумарин) является заказчиком убийства Галины Старовойтовой. «Он был фигурой известной, и даже знаковой. Но я сомневаюсь в том, что он мог быть заказчиком этого преступления. Максимум - он мог быть неким звеном в цепочке по передаче заказа свыше непосредственным исполнителям», – сказал Гилинский в беседе с корреспондентом «Голоса Америки».
И добавил, что это – только его предположение. «Не зная досконально материалы дела, я, конечно, не могу сказать ничего более определенного. Хотя и ознакомления с документами будет недостаточно, пока история не расставит все по своим местам», – отметил криминалист.
О «трех богатырях» в Госдуме и «Ночном губернаторе Петербурга»
Чтобы понять мотивы этого убийства, Евгений Вышенков напоминает, кто в конце 90-х в Государственной Думе были депутаты от Санкт-Петербурга. С одной стороны, это – специалист в области межнациональных отношений, кандидат исторических наук Галина Старовойтова, с другой – представлявшие ЛДПР люди с богатым криминальным прошлым: Михаил Монастырский, Михаил Глущенко и Вячеслав Шевченко.
«И когда эти “три богатыря” вошли в Госдуму, даже люберецкая братва Москвы вздрогнула. Они не ожидали от культурной столицы России такого выбора, - вспоминает собеседник “Голоса Америки”. И продолжает: - Так вот, даже если бы Галина Васильевна ничего не говорила, то ее молчаливый внешний вид уже унижал бы интеллектуальные и ментальные способности этих “трех богатырей”. Но так как она не молчала, а блистательно говорила, то этим самым выдавала их ничтожество, и они ее за это ненавидели», – считает эксперт.
Вскоре упомянутые Вышенковым депутаты поняли, что «из братвы пора уходить в патриотизм», и стали организовывать охранные предприятия под названием «святой благоверный князь Александр Невский», покупать колокола для церквей и всячески подчеркивать своим внешним видом принадлежность к православию. К этому же кругу принадлежали и непосредственные исполнители убийства.
«Вот такие с ними произошли метаморфозы. А потом они придумали обоснование убийства: патриоты-державники остановили либерала-разрушителя империи. То есть, по их версии, они сделали доброе дело во имя спасения “святой Руси” таким способом», – полагает заместитель директора Агентства журналистских расследований Евгений Вышенков.
Со своей стороны, Яков Гилинский отмечает политический характер преступления и напоминает, что расследование убийств Джона Кеннеди и Улофа Пальме тоже заняли много времени: «Так что нет ничего удивительного в том, что следствие по делу об убийстве Гали Старовойтовой – мы при ее жизни называли друг друга по имени – длится так долго».
Эксперт напоминает, что Кумарин, в 90-е годы известный как «Кум» и «Ночной губернатор Петербурга» имел тесные связи с представителями городских и федеральных властей. А то, что Михаил Глущенко назвал его заказчиком преступления, Гилинский объясняет так: «Судьба Глущенко складывается весьма драматически, и чтобы следствие быстрее было завершено, ему могли подсказать показания, чтобы его собственная участь была полегче».
Если предположения опрошенных «Голосом Америки» экспертов окажутся верными, в деле об убийстве Галины Старовойтовой рано ставить точку.
Тем более, что, по словам адвоката Сергея Афанасьева, представлявшего интересы Михаила Глущенко, в ближайшее время будет предъявлено обвинение «ночному губернатору Петербурга» Кумарину.