Сотруднице американской консалтинговой фирмы Praxis Advisors Дженнифер Гаспар российские власти аннулировали вид на жительство, и отвели время на сборы до окончания вторника, 5 августа.
Дженнифер Гаспар – супруга руководителя петербургского Института развития свободы информации Ивана Павлова. Некоммерческая организация, которую возглавляет Павлов, занимается проблемами доступа российских граждан к социально значимой информации, в первую очередь - к сведениям о работе государственных органов и органов местного самоуправления.
Кстати, у Института развития свободы информации тоже возникали трудности в работе вследствие принятия закона «Об иностранных агентах».
Корреспондент «Голоса Америки» связалась с Дженнифер Гаспар и записала с ней интервью.
Анна Плотникова: Дженнифер, когда вы узнали о том что вас собираются выслать из России?
Дженнифер Гаспар: Официально мы получили об этом сообщение в письменном виде только сегодня. А раньше – 24 июля - мне звонила по телефону женщина из ОВИРа Фрунзенского района и спросила, получила ли я уведомление? Я ответила: «нет» и сразу отдала трубку супругу, потому что он обычно с ними общается.
А эта женщина сказала, что есть официальное письмо, которое мы должны получить из ОВИРа. Иван сразу понял что нас ждут нехорошие новости, но сказал, что нужно дождаться получения этого письма по почте.
И мы получили это письмо сегодня.
А.П.: Вам официально инкриминируются выступления «за насильственное изменение основ конституционного строя России», то есть, что вы своими действиями создаете «угрозу государственной безопасности».
С чем вы связываете подобные формулировки?
Д.Г.: Мое личное мнение – они написали так потому что не смогли придумать никакой другой причины. Они не могут меня отсюда выгнать, если я здесь живу как законопослушный человек много лет безо всяких административных проблем. Я здесь плачу налоги и веду себя совершенно открыто.
Мы считаем, что данная формулировка – единственное оправдание для подобных действий властей.
А.П.: Как долго вы живете в Петербурге?
Д.Г.: Десять лет.
А.П.: И никогда никаких проблем у вас не возникало?
Д.Г.: Нет.
А.П.: А чем вы занимались в России в течение этого времени?
Д.Г.: Я – консультант некоммерческих организации. Была представителем международных доноров, давала консультации по менеджменту НКО и даже сотрудничала с отделом современного искусства Эрмитажа.
В общем, я работала с различными правозащитными организациями, с теми, кто занимается помощью ВИЧ-инфицированным, помощью больным детям и с теми, кто занимается культурными проектами.
Кроме того, у меня есть один проект в Праге, Чехия – CEELI Institute, который занимается подготовкой и повышением квалификации специалистов в области права в странах Центральной и Восточной Европы. Здесь проходят тренинги для судей и адвокатов для тех, кто занимается антикоррупционной деятельностью. Именно на этой почве у нас и завязалось сотрудничество.
А.П.: А что вы собираетесь делать теперь, после того, как вас высылают из России?
Д.Г.: CEELI Institute меня поддерживает, мне сказали что я могу работать в Праге как штатный сотрудник организации. И мы переезжаем в Прагу.
А.П.: Вместе с Иваном?
Д.Г.: Да, конечно. Нам это удобно тем что Прага достаточно близко от Петербурга, и Иван сможет работать и там, и здесь.
А.П.: А Иван собирается обжаловать решение российских властей о вашей высылке?
Д.Г.: Да, он сегодня подал жалобу.