В воскресенье, 27 декабря, улицы и площади в центре Санкт-Петербурга стали местом проведения передвижной выставки «НЕ МИР», организованной группой художников-нонконформистов и молодых представителей гражданского общества.
Организаторы акции заблаговременно подали заявку в Смольный с просьбой разрешить провести антивоенную выставку на Марсовом поле. «Изначально мы хотели провести выставку в формате митинга, чтобы выразить художественный протест против нарастания милитаризма, – рассказала корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» координатор акции Екатерина Ненашева. – Но нам вначале сказали, что на Марсовом поле будет проходить детская елка. Второй раз мы подавали заявку на проведение митинга на Греческой площади у Большого концертного зала “Октябрьский”, но нам снова отказали».
В конце концов, выяснилось, что на Марсовом поле весь день будут проводить свою акцию активисты пропутинского «Народно-освободительного движения» (НОД) которые анонсировали тему своего массового пикета следующим образом: «В новый год без либерального блока правительства».
Ввиду этого обстоятельства пацифисты решили собраться в назначенный день возле станции метро «Горьковская», откуда планировалось двинуться по городу, время от времени разворачивая импровизированную экспозицию. «Но, к сожалению, нам сообщили, что полиция и наряд “ОМОН” уже ждут нас там, поэтому нам пришлось петлять и выбирать новый маршрут», – рассказывает Екатерина Ненашева.
«У нас с антивоенными настроениями очень плохо»
В результате акция началась в формате одиночных пикетов вдоль набережной канала Грибоедова. Здесь был представлен цикл двойных фотографий, одна из которых была сделана во время антивоенных митингов в США в 60-е, 90-е и нулевые годы, а вторая, с аналогичными надписями – в России, в 2014-2015гг. Например, надпись на английском гласила “Peace is cheaper”, а рядом – лозунг по-русски: «Мир дешевле войны». На другом плакате – американская и русская девушки в касках. У первой – надпись “Make Love Not War”, у второй: «Любите, а не воюйте».
Екатерина Ненашева отметила в этой связи, что в США пацифистские настроения всегда были сильнее, чем в СССР или в России. И добавила: «Почему мы сделали эту выставку? Потому что в пространстве гражданской активности и в пространстве современного искусства как-то совсем не было антивоенной активности. Именно поэтому мы решили высказаться в художественном формате, совместив его с форматом митинга. Потому что у нас с антивоенными настроениями очень плохо, и мы пытаемся что-то изменить в этом плане».
Сделав фотосессию со своими работами на фоне Спаса-на-Крови, участники антивоенной акции двинулись к памятнику Пушкину на площади Искусств. Кстати, выставка «НЕ МИР» включала в себя не только рисунки и фотоколлажи. Елена Панкратова, приехавшая в Санкт-Петербург из Смоленска, принесла с собой фигуру белого лебедя с женским лицом. Голова и грудь этого создания были плотно обмотаны бинтами. Елена назвала свою работу «Мир с человеческим лицом».
«Эта птица выражает мое отношение к тому, что происходит сейчас с миром. А именно – он пока жив, но немного подбит», – пояснила участница выставки. И выразила надежду, что ее «птица-мир» встанет в один ряд с такими мифологическими существами, как птица Сирин, птица Гамаюн и птица Алконост.
От экономических протестов – к политическим требованиям
Остановка возле памятника Пушкину была не случайной. Как отметил один из участников акции, строка «чувства добрые я лирой пробуждал» вполне могла бы стать эпиграфом ко всей выставке. А активист общественного движения «Единство равных» юрист Алексей Домников в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» процитировал роман Джорджа Оруэлла «1984»: «Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными, а сознательными не станут, пока не взбунтуются».
Отметив, что антиутопия Оруэлла стала вновь чрезвычайно популярна в России, Домников продолжил: «Я вижу единственный шанс на изменение сознания и на корректировку ментальности именно на стыке художественной эстетики и актуальных политических смыслов». В нынешней российской ситуации художник, по мнению Домникова, не может быть аполитичным. «Уличные акции с протестными плакатами – это уже не работает, потому что вызывает только агрессию и противостояние. А искусство тонко воздействует на подсознание и может дать шанс на изменение ментальности. Поэтому я верю, что вначале должна идти культура, а уже вслед за ней – действие», – сказал активист движения «Единство равных».
После площади Искусств участники выставки перебрались к фасаду Казанского собора, где рассредоточились так, чтобы прохожим было удобнее рассматривать их работы. Один рисунок представлял собой парафраз Сикстинской мадонны: женщина с бескровным лицом, одетая в комбинезон с капюшоном защитного цвета держала в руках младенца в каске, балаклаве и автоматом Калашникова в руках. Надпись над рисунком гласила: «Мать родна».«Новая мадонна», Юрий Никулин и украинская песня
Стоявший поодаль молодой человек держал в руках карандашный портрет Юрия Никулина – народного артиста СССР и ветерана Великой Отечественной войны. Под портретом – цитата: «И у нас, ребята, будут наши победы. Главное, чтобы они были не с оружием в руках».
Три девушки перед самым входом в Казанский собор запели украинскую народную песню и растянули ручной работы платок с надписью: «Кохайтеся, а не воюйте».
Полиция в течение всего времени проведения акции наблюдала со стороны, ни разу не вмешавшись в происходящее.