Приближающиеся президентские выборы-2024 пройдут более чем через два с половиной года после того, как началось полномасштабное российское вторжение в Украину. Наибольший вклад в оборону Украины внесли и продолжают вносить США. Ожидается, что в случае избрания на пост президента Камалы Харрис этот курс будет продолжен. Что произойдет, если победу на выборах одержит Дональд Трамп?
Стремление Трампа ввести тарифы против партнеров США вызывает в Европе беспокойство; европейские страны и без этого пока не могут повысить свой экономический рост. Но не только возможность переизбрания Трампа тревожит европейских политиков и экспертов.
Они опасаются, что, независимо от того, кто победит на выборах, меняются приоритеты США: уже сегодня на первом месте находится Ближний Восток, а в долгосрочной перспективе центральное место в американской политике занимает Китай.
«Центральное место Европы во внешней политике США сейчас уже не то, что в годы формирования курса Байдена, – говорит старший научный сотрудник Германского совета по международным отношениям в Берлине Рейчел Таузендфройнд. – И в этом смысле верно, что Байден – последний трансатлантический президент».
По ее словам, США продолжат разворот в сторону Азии, а потому Европа должна сама позаботиться о себе и своей безопасности.
Министр обороны Германии Борис Писториус, подписывая новый оборонный пакт с Великобританией, отметил, что США будут уделять больше внимания Индо-Тихоокеанскому региону, «так что вопрос только в том, будут ли они из-за этого делать гораздо меньше в Европе или только немного меньше».
Научный сотрудник Германского фонда Маршалла в Брюсселе Ян Лессер отмечает, что от Вашингтона «Европа ждет прежде всего предсказуемости».
«Однако потенциал для сбоев явно выше в случае (прихода к власти) ... администрации Трампа», – подчеркивает Лессер.
По его словам, «существует предположение о существенной преемственности» при Харрис, которое, вероятно, является вполне обоснованным: многие люди, определявшие политику при Байдене, скорее всего, останутся на своих постах.
«Это в значительной степени известный мир, даже если стратегическая обстановка порождает собственные неопределенности», – отмечает эксперт.
Хотя и США, и Европа уделяют все большее внимание конкуренции с Азией, продолжающаяся война в Европе означает, что «потенциальные издержки отхода от европейской безопасности с американской стороны сегодня гораздо выше, чем несколько лет назад», констатирует Лессер. По его словам, способность Европы справиться с этим зависит от скорости разворачивающихся процессов.
Отставание европейских расходов на оборону долгие годы вызывало недовольство в Вашингтоне; в последнее время, особенно после того, как началось полномасштабное российское вторжение в Украину, страны НАТО, включая Германию, стали вкладывать больше. По прогнозам НАТО, 23 из 32 союзников достигнут целевого показателя расходов на оборону в размере 2% или более от валового внутреннего продукта, в то время как десять лет назад таких стран было всего три.
В период своего президентства Трамп угрожал перестать поддерживать «провинившиеся» страны, если они не будут «платить по счетам». В ходе нынешней предвыборной кампании он предположил, что Россия может делать с ними все, что захочет.
Эти высказывания вызвали беспокойство в таких странах, как Эстония, Латвия, Литва и Польша.
Если Трамп победит на выборах, то «есть все признаки того, что он не заинтересован в продолжении поддержки Украины в этой войне» и будет быстро добиваться прекращения огня или мирного соглашения, которое может не понравиться Киеву, а Европа может быть не готова к нему, сказала Таузендфройнд. «Европа никак не сможет заполнить военный пробел, если США откажутся от поддержки (Украины)», – добавила она.
«Мы не можем опускать руки. Мы должны продолжать поддерживать Украину, – сказал президент Байден в ходе недавнего визита в Германию. – На мой взгляд, мы должны продолжать (оказывать поддержку) до тех пор, пока Украина не добьется справедливого и прочного мира».
Тем временем генеральный секретарь НАТО Марк Рютте и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявили на днях о создании новой целевой группы высокого уровня для укрепления сотрудничества между Североатлантическим альянсом и ЕС.
Следует напомнить в данном контекcте, что вступая в должность генсека Североатлантического альянса, Марк Рютте заявил, что его не беспокоит исход предстоящих выборов в США, поскольку он может сотрудничать с любым из кандидатов в президенты.
«Я четыре года работал с Дональдом Трампом. Именно он призывал нас тратить больше (на оборону), и он добился своего, потому что, действительно, в настоящее время мы находимся на гораздо более высоком уровне расходов, чем когда он вступил в должность, – пояснил Рютте. – У Камалы Харрис – фантастические заслуги на посту вице-президента. Она – очень уважаемый лидер, так что я смогу работать с обоими».
Форум