Линки доступности

Отставка Эллы Памфиловой – комментарии правозащитников


В пятницу стало известно о том, что Элла Памфилова подала в отставку с поста председателя Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В тот же день президент России Дмитрий Медведев принял отставку, и, по словам пресс-секретаря главы российского государства Натальи Тимаковой, поблагодарил Эллу Памфилову «за многолетнюю работу, которую она вела по становлению гражданского общества, защите прав человека, активное продвижение идеалов гражданского общества и большой личный вклад в эту работу».

Корреспондент «Голоса Америки» Анна Плотникова связалась с несколькими участниками Совета и попросила их рассказать о реакции на отставку Эллы Памфиловой.

Председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева сказала, что она узнала о том, что Дмитрий Медведев принял отставку Памфиловой «с большим сожалением».
«Я до самого последнего момента надеялась, что он (Медведев) этого не сделает, потому, что Совет, много лет возглавляемый Эллой Памфиловой, очень защищал и президента, и его интересы, и воплощал в жизнь его пожелания. По-моему, приняв отставку Эллы Александровны, президент ослабил свои собственные позиции», – подчеркнула Людмила Алексеева.

Многолетний соратник Алексеевой по правозащитному движению, председатель общественной организации «Гражданский контроль» Борис Пустынцев отметил, что в последние месяцы Элла Памфилова подвергалась сильному давлению о стороны властей, поэтому сообщение о ее отставке не стало для него неожиданным.

По словам Бориса Пустынцева, давление началось с «травли прокремлевскими молодежными организациями» Александра Подрабинека, когда Элла Памфилова выступила с осуждением методов движения «Наши». Затем, Совет не поддержал закон о расширении полномочий ФСБ, что тоже не осталось незамеченным российскими властями.

Правозащитник также отметил, что Элла Памфилова была удручена акцией «Здесь вам не рады» в молодежном лагере на Селигере. Она, по словам Бориса Пустынцева, была также крайне «разочарована отсутствием реакции высшей исполнительной власти на это безобразие».

«Свобода на словах»

Элла Памфилова возглавила Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в 2002 году. В феврале прошлого года Дмитрием Медведевым был утвержден новый состав организации. В порядке ротации в совете поменялось несколько представителей журналистского сообщества. В числе новоприбывших оказался и секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов.

По словам Федотова, тогда слова президента Медведева о том, что «свобода, лучше, чем несвобода» он воспринял как добрый знак, как свидетельство того, что президент думает о свободе информации. Однако, как замечает Михаил Федотов, в последнее время он склонен перефразировать афоризм президента Росии на: «свобода слова, лучше, чем свобода на словах».

Говоря о будущем Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Федотов заметил, что в данном случае все зависит от Дмитрия Медведева.

«Он может назначить человека, который будет продолжать дело Эллы Александровны Памфиловой, а в Совете таких людей немало. И это будет означать, что, да, мы потеряли одного бойца, нашего лидера, но мы пойдем дальше, тем же путем, отстаивая те же идеалы» – подчеркивает Михаил Федотов.

Сама Панфилова ранее объявила, что хотела бы видеть своим преемником на посту председателя Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Александра Аузана, который в настоящее время является президентом Ассоциации независимых центров экономического анализа.

Как отметила Людмила Алексеева, Александр Аузан активно работает в Совете и является его уважаемым членом.

«Если он будет преемником Эллы Александровны, я, конечно, останусь», – отметила правозащитница.

Отставка поневоле?

Некоторые эксперты полагают, что отставка Эллы Памфиловой была не совсем добровольной. В этой связи они вспоминают, что движение «Наши» объявило, что подаст на нее в суд по обвинению в клевете. Поводом для иска стали слова Памфиловой о том, что участники движения в свое время сжигали книги. В свою очередь авторы искового заявления полны решимости «подтвердить в законном порядке свою безупречную репутацию», в частности, взыскать с Памфиловой 500 тысяч рублей в качестве компенсации, и обязать ее опровергнуть высказывания, которые они посчитали оскорбительными.

Политолог Дмитрий Орешкин, также являющийся членом Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, сказал, что он считает решение Эллы Памфиловой об отставке ошибочным, но с другой стороны, очень хорошо ее понимает.

«Она некстати вспомнила, как некая молодая шпана жгла книги, и «Наши восприняли это как выпад в их адрес, а на самом деле это делали совершенно другие люди, которые назывались «Идущие вместе, – заявляет Дмитрий Орешкин.

Орешкин также считает, что Памфилова не ощущала в последнее время понимания со стороны российского президента.

«Вообще члены Совета, я, в частности, чувствуем, что наши «телодвижения» все меньше и меньше интересуют высшее руководство в Кремле, и вызывают все большее раздражение у мелких аппаратчиков в этом же самом учреждении» – отмечает политолог.

Собеседник «Голоса Америки» не исключил, что некоторые члены Совета, вслед за Эллой Памфиловой также подадут заявления об отставке.

«Для гражданского общества это – серьезная потеря. Для России в целом – это незаметное, но закономерное сужение того пространства, на котором мы можем вместе вырабатывать какую-то легальную платформу для общей политики, глее можно действовать в рамках правового поля», – отмечает Дмитрий Орешкин.

XS
SM
MD
LG