Линки доступности

Конгрессмен Хейстингс: перед Казахстаном стоят сложные задачи


Элcи Хейстингс – конгрессмен-демократ от штата Флорида, сопредседатель Хельсинкской комиссии – рассказал Русской службе «Голоса Америки», почему он поддержал заявку Казахстана стать председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и какие основные проблемы, по его мнению, сегодня стоят перед ОБСЕ. Конгрессмен также поделился своим мнением о реформе избирательной системы в Украине.

Эрика Марат: Когда в 2007 году вы поддержали заявку Казахстана стать председателем ОБСЕ, чем вы руководствовались в этом решении?

Элси Хейстингс: На тот момент я был вовлечен в работу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на протяжении почти двенадцати лет и некоторое время был президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Я начал работать с государствами Центральной Азии уже через 6-7 лет после того, как они получили независимость в начале 1990-х гг., и продолжаю работать с ними сегодня.

Казахстан обладает огромными ресурсами и отдает предпочтение в своей внешней политике Китаю, России, а также Западу – ЕС и США. Западные страны занимали ведущие позиции в ОБСЕ с тех пор, как была основана Хельсинкская комиссия. На мой взгляд, настало время лидировать странам постсоветского пространства – Центральной Азии и других. Вы знаете, что вслед за Казахстаном председателем ОБСЕ станет Литва. Я активно поддерживал и эту страну. Все эти страны объединяет задача: выполнять обязательства, поставленные ОБСЕ.

Я присутствовал на конференции в Мадриде (в 2007 г. – Э.М.), когда министр иностранных дел Казахстана выразил готовность следовать обязательствам ОБСЕ. Я не считаю, что на сегодняшний день все эти обязательства были выполнены. Однако на Казахстан сегодня возложена еще большая ответственность – продолжать двигаться в этом направлении. Поэтому я посчитал, что из всех остальных кандидатов, которые могли бы сотрудничать как с США, так и с Россией, Казахстан является наилучшим выбором.

Далее, мне довелось вести мониторинг выборов в Казахстане, и я мог наблюдать за происходящим в этой стране. Я был критиком и сторонником и останусь критиком и сторонником этой страны. Двадцать лет – это небольшой срок для построения демократии. Порой нам на Западе кажется, что демократию можно построить за короткое время. Я считаю, что и в США демократия строится до сих пор.

Э.М.: Какие задачи сегодня стоят перед Казахстаном в роли председателя ОБСЕ?

Э.Х.: Обычно ответом является – замороженные конфликты. Однако, по моему мнению, Казахстану необходимо решить внутренние проблемы. Случай с Жовтисом, например. Я жду от Казахстана немедленного рассмотрения этой проблемы. Я также ожидаю, что Казахстан предпримет необходимые шаги по улучшению условий для работы НПО. Я считаю, что необходимо пересмотреть законодательство по доступу в Интернет. Я также думаю, что если президент действительно с полной серьезностью относится к демократическому развитию, то он изменит свое решение оставаться президентом на пожизненный срок.

В то же время я не раз встречался с президентом Назарбаевым, и у меня есть все основания утверждать, что он понимает важность существования конструктивной оппозиции в стране. Оппозиционным силам необходимо дать возможность развиваться – нужно помнить, что всегда существует более чем одно мнение. В этом заключаются внутренние задачи Казахстана.

Внешние задачи Казахстана остаются все теми же: начиная с Южной Осетии и до Нагорного Карабаха – эти территории можно назвать замороженными конфликтами. Далее, Казахстану предстоит иметь дело с Косово, Сербией, Боснией и Македонией, где ситуация опять начала усложнятся. Страна также стала председателем ОБСЕ в то время, когда идет обсуждение членства в ЕС Албании и Турции. (…) И, пожалуй, наиболее серьезной задачей сегодня остается вопрос о том, как Казахстан совместно с другими странами может помочь развитию и установлению стабильности в Афганистане.

Этот широкий спектр проблем далек от основных задач ОБСЕ. Безопасность, конечно, сегодня является основной проблемой. Россия недавно «положила на стол» предложение о новой структуре безопасности, и Казахстану будет необходимо озвучить свою позицию по этому вопросу. (…)

Я также хотел бы сказать о важности миссий ОБСЕ. Я посещал их. Я видел, как исполняет свои обязанности миссия в Грузии. Я видел, как работает миссия в Косово. И я полностью уверен в том, что их роль ощутима. Во время председательства Казахстану предстоит добиться консенсуса для того, чтобы приумножить и улучшить деятельность миссий наряду с поддержкой НПО в регионах с историей нестабильности.

Э.М.: Вы заметили, что одной из основных задач Казахстана в 2010 году будет мониторинг большого числа выборов. Украина вчера подписала новый закон о выборах. Что вы думаете по этому поводу?

Э.Х.: Закон был принят вчера, и «Голос Америки» меня опередил. Я еще не знаком с этим законом. Когда я был на выборах в Украине в январе, мне казалось, что имеющийся кворум отвечал основным требованиям свободных и справедливых выборов. Кандидаты могли свободно вести предвыборную кампанию, они могли пользоваться СМИ, если того желали. Не было заметно насилия. Я посетил 11 избирательных участков и не заметил никаких нарушений.

Мне ясно одно – неверно менять правила игры в процессе игры. Я не знаю, какими будут результаты выборов, и я уверен, что сторонники и Юлии Тимошенко, и Виктора Януковича уже выразили свое мнение по этому поводу. Я не встаю на сторону кого-либо из кандидатов. Я этот закон изучу. Но выглядит это все нехорошо. Я считаю, что избирателям нужно дать возможность сделать выбор, и не следует в процессе менять закон, который действовал ранее.

Нужна ли реформа избирательной системы в Украине? Однозначно. Но в США она тоже необходима.

Читайте также

XS
SM
MD
LG