Линки доступности

Акция памяти авиарейса 9268: «Журавли» вернулись домой


В Петербурге помнят имена всех жертв теракта в небе над Синаем

В Петербурге в атриуме Комендантского дома Петропавловской крепости прошла мемориальная церемония передачи кованых статуэток журавлей, родственникам погибших пассажиров и членов экипажа аэробуса А-321. Самолет, выполнявший рейс по маршруту: Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург был взорван через 23 минуты после взлета.

Идея проекта «Журавли» принадлежит петербурженке Валерии Лазаревой, потерявшей в катастрофе своих близких. Девушка рассказала, что через три дня после трагедии ей приснился клин журавлей, улетающих в небо. Она зарисовала этот образ, и его показали в эфире городского телеканала. Как говорит сама Валерия: «Я понимала, что если промолчать в самом начале, то ничего не получится сделать. Я обратилась к скульпторам, дизайнерам, художникам с просьбой довести этот эскиз до стадии проекта».

Четырехмесячный полет кованых журавлей

На призыв Валерии откликнулась Гильдия кузнецов Санкт-Петербурга, они подхватили идею девушки, и сразу началось обсуждение проектов и предложений. Уже через неделю появилась поддержка Союза кузнецов России, и в результате 95 кузнецов из 65 городов и 8 стран, независимо от трудностей и политических разногласий, стали создавать проект «Журавли», выковывая миниатюры, олицетворяющие собой безвинные жертвы теракта.

Постепенно, в процессе работы, первоначальный замысел создания модели памятного мемориала, перерос для его участников в душевный порыв - предоставить возможность для 224 душ вместе прилететь в Петербург в виде кованых птиц и вернуться домой, как они того и хотели, когда взошли на борт последнего для них рейса.

Первые птицы стали прибывать в город уже в конце ноября 2015 года. В социальной сети появилась особая группа проекта, где регулярно сообщали о том, сколько журавлей «прилетело» в Петербург. Вся «стая» собиралась в помещении одной из художественных галерей.

Статуэтки прилетали в Петербург в течение всех четырех месяцев, прошедших со дня трагедии. Последние фигурки добрались только накануне акции. К примеру, журавлям из Эстонии пришлось преодолеть таможенные формальности.

Как металлические кресты становились птицами

В пространстве атриума был установлен помост, в виде абриса самолета, стилизованного под журавлиный клин. На нем расположились все 224 именные статуэтки. На каждом из них армейский жетон на цепочке с именем погибшего и номером рейса. Некоторые в красном обрамлении – это жетончики погибших детей, а на их подставках лежат конфеты.

Впереди большая птица – журавль командира воздушного судна Валерия Немова, сразу за ним – журавли остальных 6 членов экипажа. Крылья взрослых птиц как бы защищают самый маленький журавлик, на котором кроме жетона висит красное сердечко с надписью «Я люблю тебя». Это журавлик «главного пассажира» рейса 9268 – десятимесячной Дарины Громовой, чья фотография у окна аэропорта стала символом трагедии на Синае.

Журавлик Дарины Громовой
Журавлик Дарины Громовой

Валерия Лазарева рассказала, что большинство птиц изготавливались кузнецами анонимно, без привязки к конкретному человеку. Но были и исключения – один из кузнецов нашел в списке семью однофамильцев и решил сделать журавлей их памяти. Другой сделал журавля в память о своем погибшем земляке. А уже к вечеру в группе появились запросы от родственников, с просьбой сообщить им имена кузнецов, которые сделали журавля с тем или иным номером, чтобы их лично поблагодарить.

Президент гильдии кузнецов Петербурга Василий Кондуров рассказал корреспонденту «Голоса Америки», что параметры были заданы изначально, чтобы сохранить единый стиль: «Каждая птица ковалась из креста – металлической заготовки, распиленной в двух плоскостях, развернутой в крест и уже на этой основе расковывались крылья, шея и хвост птицы. Мы разместили схему в соцсетях, таким образом, упростив людям начало работы».

«Все самолеты должны приземляться»

Конечно, каждый художник старался внести что-то свое в работу, поэтому каждая птица имеет свое лицо. Разнятся и подставки статуэток – одна представляет собой стилизованную поверхность моря, на другой лежит выкованная роза, на третьей небольшой подсвечник. Есть даже журавлиная группа – птицы, символизирующие одну семью, стоят на общей подставке.

Все работы были выполнены безвозмездно, многие кузнецы сами оплачивали доставку. Один из мастеров - Евгений Луценко, рассказал в соцсети, что когда он пришел в фирму продающую металл, и там узнали, для чего ему нужны заготовки, то все отдали бесплатно.

На стендах вдоль стен размещены фотографии всех пассажиров и членов экипажа рейса, названного авторами проекта «Вечным». Улыбающиеся лица, счастливые семьи, а сверху имя, фамилия и дата рождения. Даты смерти нет – все эти жизни оборвались в один день и час. А рядом стихи, которые были написаны обычными людьми, в те дни, когда город оплакивал погибших земляков:

Что чувствуешь, Питер, израненный горем?
Соленые слезы, их Мертвое море,
И жгучую боль, боль страны.

Это вкратце.

Все самолеты должны приземляться.

В 11 часов в Петропавловском соборе началась панихида по погибшим. А по ее окончании зазвучал карильон собора. За пульт встал сам создатель этого колокольного ансамбля директор королевской школы карильона из бельгийского города Мехелене Йо Хаазен.

«В казне нет денег на памятник? Соберем всем миром»

С полуденным выстрелом пушки на бастионе Петропавловской крепости, из рук волонтеров в воздух взмыли белые воздушные шары, к которым были привязаны 224 бумажных журавлика. Их сделали ученики городской школы № 44, директор которой тоже потеряла близких в небе над Синаем.

Шары в небе - 2374
Шары в небе - 2374

Колокола собора сыграли «Гимн Великому городу» Глиэра и прозвучало 224 удара колокола. Шары группой устремились в облачное небо. Эта трогательная церемония не оставила равнодушными даже журналистов.

Затем началась передача статуэток родственникам погибших. Ведущий называл фамилии и имена, на экране появлялись фотографии. Волонтеры находили именных журавлей и передавали родным. Армейские жетоны ударялись о металлические фигурки, и было ощущение, что колокольный звон продолжается и в зале.

Родственники погибших с полученными журавлями
Родственники погибших с полученными журавлями

Практически сразу после трагедии, когда тысячи горожан приносили цветы, свечи и игрушки к импровизированному мемориалу на Дворцовой площади, появилась идея создать памятный мемориал. В атриуме Комендантского дома тоже были представлены рисунки предлагаемых вариантов. Администрация города отнеслась к идее одобрительно, но… возникли бюрократические проблемы. Валерий Кондуров заметил, что есть понимание, что это необходимо, но нет правового поля, чтобы принимать решения. «Все связано с бюджетом, который был сверстан еще в прошлом году. Думаю, что проведут все необходимые мероприятия и процедуры, для того чтобы внести в бюджет необходимые статьи» - передал мнение городской администрации президент гильдии кузнецов Петербурга.

Однако представители благотворительного фонда «Рейс 9268», созданного родственниками погибших и также участвовавшим в акции, замечают, что самое главное, что они просят у чиновников, это дать участок под памятник, а деньги они могут собрать по подписке, объявив ее по всей стране. «В истории России достаточно памятников, на которые деньги собирались, что называется всем миром, по копейке. Нас это не пугает» - говорят в фонде «Рейс 9268». Тем более что сбор средств уже практически начался - организатор Проекта Журавли – Гильдия кузнецов Санкт-Петербурга, с целью финансовой поддержки проекта, изготовила памятные сувенирные монеты ручной чеканки, которые передаются тем, кто внес благотворительные пожертвования. Монеты уже начали распространяться не только по России, но и за ее пределами.

XS
SM
MD
LG