Не успел зонд «Гюйгенс» совершить посадку на поверхности Титана, как европейские и американские ученые стали узнавать интересные подробности об этом крупнейшем и самом таинственном спутнике планеты Сатурн. Оказывается, на обледеневшей поверхности Титана имеются реки и озера из метаном. На Титане также идут метановые дожди.
Некоторое время назад в Центре управления полетами космического аппарата «Кассини» и зонда «Гюйгенс» в немецком городе Дармштадте раздались аплодисменты. Это была реакция на сообщение о том, что зонд, пройдя через атмосферу Титана, совершил мягкую посадку на поверхности самого большого спутника планеты Сатурн.
Место посадки, похоже, было покрыто мокрым песком или глиной. На фотографиях, отправленных на Землю, можно видеть грунт, сплошь усеянный ледяными глыбами. Что можно сказать на основе полученных снимков? «Видна неровная поверхность примерно в километр шириной, вся покрытая глыбами, образующими горный хребет», — говорит один из ведущих сотрудников миссии Мартин Томаско.
На фотографиях также видна паутина темных линий. Наряду с этим имеются светлые районы: это реки и озера. Но заполнены они не водой, поскольку вода превратилась бы в лед (ведь температура на Титане — ниже минус ста семидесяти градусов), а жидким метаном, выпадающим в виде осадков. Но это не все, что зафиксировал зонд. На Титане имеется мягкий грунт — ледяная крошка, а также глыбообразные куски льда — эквивалент земного камня.
Отличия Земли от Титана очевидны и в комментариях не нуждаются, говорит администратор Европейского космического агентства Жан-Пьер Лебретон. Удивительными является степень сходства: «Фотографии, сделанные зондом, переворачивают наши представления о Титане. Мы видим там процессы, похожие на земные».
Миссия зонда «Гюйгенс» – это совместный американо-европейский проект. «Гюйгенс» семь лет путешествовал на борту аппарата Кассини прежде чем приблизиться к Титану. Ему потребовалось около двух часов, чтобы пройти сквозь атмосферу Титана и с помощью парашютов совершить относительно мягкую посадку, углубившись в грунт примерно на 10-15 сантиметров.
Мартин Томаско считает, что зонд сел в засушливом районе Титана: «На фотографиях, которые мы получим, метановых рек и озер, наверное, не будет. Но будет что-то похожее, например, на американский штат Аризона, где большую часть времени русла рек сухие».
На сегодня прояснилось только то, как выглядит поверхность Титана вблизи места посадки. Но и это совсем немало.