Линки доступности

Лос-Анджелес и окрестности - 2004-11-10


Нет-нет, это не очередная голливудская сенсация. И не причуда мексиканского телесериала. Я хочу рассказать о том, как причудливо перемешиваются народы и культуры в нашем лос-анджелесском котле. Котел естественно ассоциируется с кухней. Вот речь и пойдет о кухне. О кухне японской.

В регионе Южной Калифорнии, где гигантской кляксой раскинулся на земле Лос-Анджелес, работают 1500 ресторанов японской кухни. Но только примерно 600 из них принадлежат японцам или американцам японского происхождения. В большинстве из этих 600 ресторанов шеф-повара - японцы, но их число постепенно уменьшается, и на их место становятся выходцы из других стран Азии - и, что довольно ново, Латинской Америки, преимущественно Мексики.

Мексиканец, приготовляющий суши? Или, как их иногда величают по-русски «суси»? Мне американское произношение «суши» привычнее, так что буду называть эту заморскую еду в этом варианте. Так мне кажется вкуснее.

Я полюбил эту экзотическую пищу - ролик вареного риса с сырой рыбой поверху - лет двадцать назад, когда в моих краях появился первый японский ресторан, где подавали суши. Это было и часто остается довольно дорогим удовольствием. Как мы тогда шутили - едим деньги. Но с тех пор появилось довольно много ресторанов, где за доступную твердую плату можно есть суши в любых количествах, и время от времени мы отправляемся на японский пир.

Еще не так часто, но уже замечаешь, что за стойкой суши-бара стоит не японец, а латиноамериканец. Об одном из таких эрзац-японцев я и расскажу.

Как и многие другие мексиканцы, Хосе Рентерия приехал в Калифорнию в надежде стать посудомойщиком. Хосе было 15 лет, когда умер его отец, и они с братом Хесусом, старше его на год, не смогли справиться с бизнесом в маленькой автомастерской покойного отца. Они бросили все и отправились в Калифорнию, чтобы зарабатывать на жизнь и помогать матери и трем сестрам.

Хесус быстро нашел работу посудомойщика в ресторане и вскоре присмотрел такую же должность для Хосе в другом ресторане, предупредив брата, что пища в этом ресторане довольно странная: «Это должно быть сумасшедшая страна, если здесь люди едят сырую рыбу! Что мы еще здесь увидим?».

Что бы Хесус тогда сказал, если бы знал, что посудомойщик Хосе превратится в японского шефа по суши, и даже в местную достопримечательность в ресторане «Ироха суши» в Студио-Сити, одном из районов Большого Лос-Анджелеса. В свои теперешние 30 лет Хосе прекрасно вписывается в компанию четырех японцев, готовящих суши рядом с ним. Более того, у него есть фирменное суши «Ролик Рентерии», пользующийся большой популярностью у завсегдатаев ресторана.

Рентерия заслужил свою репутацию отличного работника, жаждущего научиться новому. Когда вначале ему доверили готовить суши, он работал пять дневных смен, а вечером собирал посуду со столов. Теперь он исключительно суши-шеф. Более того, Хосе научился у своих японских коллег разговорному японскому, так что может перекинуться словом и с заезжими японцами. Его престарелая мать даже просит его сказать несколько слов по-японски, когда он звонит ей в родной город Херес в Мексике.

Но большинство клиентов все-таки не японцы, и Хосе выгодно отличается от молчаливых азиатов тем, что общается с посетителями на английском и испанском.

Его японский босс шеф-повар Цутому Каноме, учившийся поварскому делу в Киото, полувсерьез говорит, что даже если Хосе и уступает в мастерстве японцам, все равно публика находит его суши более вкусными, поскольку он очаровывает клиентов своим добрым нравом и разговорчивостью.

XS
SM
MD
LG