Спустя день после победы Джорджа Буша на президентских выборах в известном столичном научно-исследовательском Институте Брукингса состоялся семинар, посвященный внешней политике грядущей администрации. Основными темами внешней политики второй администрации Джорджа Буша-младшего обещают ближневосточное урегулирование, ядерные амбиции Ирана и Северной Кореи, но задачей первостепенной важности для Буша, по единодушному мнению экспертов, будет Ирак.
Что делать относительно предстоящих в январе выборов в Ираке? Проводить или не проводить голосование в плохо управляемом «суннитском треугольнике»? Такие вопросы ставил сотрудник Института Брукингса Мартин Индик, которого Билл Клинтон дважды назначал послом в Израиль. Во втором случае администрация рискует отвратить от себя суннитов, а если откладывать выборы до того, как «треугольник» стабилизируется, то это вызовет уже гнев шиитов, составляющих большинство населения.
«Это вопрос совсем не простой, но, к сожалению, время на его решение у нас в обрез, - сказал Индик. - Главное сейчас, по-моему, это помнить, что демократия - это не синоним идеальных выборов. На правильную организацию избирательного процесса в Ираке, равно как его армии, полиции и спецслужб, уйдет время. Спешка во всем этом только усугубит и без того сложную ситуацию».
Вторая по важности тема для Буша, продолжал Индик, - это израильско-палестинский диалог, но уже без Ясира Арафата. Кто бы ни заменил Арафата, ему потребуется массированная поддержка США и Израиля.
Индик упомянул кандидатуру Махмуда Аббаса, который в прошлом году несколько месяцев был премьер-министром Палестинской автономии: «Вашингтону и Тель-Авиву надо бы помнить, что произошло после того, как Аббас был назначен премьером в ответ на пожелания США видеть новые лица в палестинском руководстве. Он не удержался у власти, поскольку ни Америка, ни Израиль не сделали ничего, чтобы поднять его авторитет среди палестинцев».
Далее Мартин Индик перешел к ядерным амбициям Ирана. Первая администрация Буша-младшего, по его словам, делала ставку на то, что европейцам удастся урезонить Тегеран. Что будет теперь?
«Что делать? Оставить все как есть, позволить европейцам и далее миндальничать с иранцами, терпеливо дожидаясь, пока станет ясно, что их уговоры ни к чему не приводят, и тогда склонить их к поддержке идеи международных санкций? Или же нам стоит напрямую договариваться с Ираном о свертывании его ядерных разработок в предположении, что путем двусторонних переговоров мы добьемся лучшей сделки, чем если будем полагаться на посредников?»
Вашингтон уже давно беспокоят ядерные амбиции еще одной страны - Северной Кореи. По мнению аналитика Института Брукингса Ричарда Буша, Пхеньян доволен тем, что его Джордж Буш останется президентом: «На первый взгляд кажется, что все наоборот, что Пхеньян недоволен победой Буша, ибо президент зачислил КНДР в разряд стран, образующих пресловутую «ось зла». Но если задуматься, то станет ясно, что Северная Корея выигрывает от трений между Вашингтоном и его союзниками, вызванных к жизни упорным желанием администрации вести переговоры только на многосторонней основе».
Пекину американский подход к Северной Корее, продолжал аналитик, представляется ошибочным, но в целом Китай доволен фактом переизбрания Буша, ибо он позволил ему без особых затрат укрепить свое влияние в Азии.
Разочарован жестким американским подходом к Северной Корее и Сеул, сказал в заключение сотрудник Института Брукингса. Для Южной Кореи будет очень важно, останется ли Колин Пауэлл государственным секретарем, так как именно с ним Сеул связывает надежды на более вдумчивую политику второй администрации Буша.