Президент Буш часто начинает свои выступления на предвыборных митингах шутливым напоминанием о том, что его следует переизбрать прежде всего потому, что тогда его жена Лора сохранит статус первой леди Америки еще на четыре года. Кандидат демократов на пост президента Джон Керри с не меньшим энтузиазмом рекламирует собственную супругу и говорит, что Тереза Хайнц Керри будет прекрасной первой леди.
Однако быть первой леди Соединенных Штатов нелегко. И не только потому, что первая леди постоянно находится в центре внимания СМИ, но и потому, что она должна проявлять большую гибкость в общении с рядовыми американцами, отношение которых к первым леди далеко не однозначное. «Среди американцев нет единого мнения относительно того, какой должна быть первая леди, - говорит сотрудница вашингтонского Института американского предпринимательства Карлин Боуман. - С одной стороны, мы хотим видеть в ней образец для подражания. Мы хотим, чтобы она была прекрасной, вызывающей восхищение хозяйкой Белого Дома. С другой стороны, мы хотим, чтобы она сохраняла собственную индивидуальность. И конечно же, американцы не хотят, чтобы первая леди проявляла слишком большую активность в вопросах политики».
Карлин Боуман отмечает, что нынешняя первая леди Лора Буш сумела отстраниться от острых и спорных проблем, с которыми столкнулся в первый срок президентства ее муж Джордж Буш. В прошлом госпожа Буш была библиотекарем, воспитывала двух дочерей-близнецов. Попав в Белый Дом, она развернула кампанию содействия грамотности среди американских детей. Эта проблема общенациональная, не вызывающая межпартийных разногласий. Ее скромность, даже застенчивость на публике неизменно вызывает у американцев положительную реакцию. Но вот что сказала Лора Буш, выступая в августе на национальном съезде Республиканской партии в Нью-Йорке:
«Я попытаюсь ответить на вопрос, который, как мне кажется, многие хотели бы мне задать, если бы случайно оказались рядом со мной за чашкой кофе или в очереди в супермаркете. Вопрос такой: вы знаете Джорджа Буша лучше, чем кто бы то ни было. Вы видели его в такие моменты, в какие его не видел никто из нас. Почему, как вы считаете, мы должны переизбрать вашего мужа на второй президентский срок?»
И дальше в ходе своей речи Лора Буш рассказывала о достижениях своего мужа-президента в течение четырех лет пребывания в Белом Доме. Главным их них она считает борьбу с терроризмом внутри страны и за ее пределами.
Робин Гербер, автор книги «Лидерство: по стопам Элеанор Рузвельт», говорит, что Лора Буш прекрасно вписывается в традиционный имидж первых американских леди. Но если в ноябре на пост президента будет избран Джон Керри, его супруга Тереза Хайнц Керри может оказаться гораздо менее традиционной хозяйкой Белого Дома: «У нее есть целый ряд проектов, которым она уделяет много внимания. Она, безусловно, не боится высказывать свое мнение, даже если оно весьма спорное. Поэтому мне кажется, что Тереза Хайнц Керри, став первой леди, будет гораздо большей активисткой».
В своем выступлении на национальном съезде Демократической партии в Бостоне Тереза Хайнц Керри подчеркивала важность таких проблем, как права женщин и охрана среды обитания. Она говорила о своей жизни в статусе иммигрантки в США и о том, как она росла в Мозамбике, а потом училась в университете ЮАР в годы апартеида: «Я осознала нечто, во что я верю и сейчас. Нужно занимать определенную позицию вне зависимости от того, замечает это кто-нибудь или нет, сопряжено это с риском или нет».
И только в самом конце своей часовой речи Тереза Хайнц Керри упомянула своего мужа и объяснила, почему американцы должны избрать его на пост президента.
Крис Соулентроп, заместитель главы вашингтонского бюро онлайнового издания Slate, отмечает, что если демократам понравилась речь Терезы Хайнц Керри, многие республиканцы и независимые остались к ней равнодушной. Опросы общественного мнения показывают, что американцы еще не готовы принять ее в качестве первой леди. Например, в опросе, проведенном газетой «Лос-Анджелес таймс», был задан вопрос: кто лучше готов к исполнению традиционной роли первой леди Америки? Лору Буш назвали 65% респондентов, и только 26% предпочли Терезу Хайнц Керри.
Крис Соулентроп говорит, что тому есть несколько объяснений: «Нет сомнения в том, что некоторым американцам не по душе мысль о том, что Тереза Хайнц Керри может стать первой леди. Почему им некомфортно от этой мысли - сказать трудно. То ли от того, какие идеи она высказывает, то ли из-за ее имиджа безумно богатой и высокомерной наследницы громадного капитала. А может быть, причиной является то, о чем не говорят, но что важно по крайне мере для части американцев: ее заметный иностранный акцент? Для многих американцев первая леди ассоциируется с имиджем матери. Глядя на Терезу Хайнц Керри, они этого не чувствуют. Справедливо это или нет, но это так».
Правда, Крис Соулентроп тут же оговаривается: если Джон Керри проиграет на выборах, это будет не по вине Терезы Хайнц Керри. А если Джордж Буш будет переизбран, то это опять-таки не будет благодаря тому, что первой леди является Лора Буш. Сколько бы внимания избиратели ни уделяли женам баллотирующихся на пост президента, в конце концов они выбирают именно одного из кандидатов, а не его супругу.