Со времени падения режима Саддама Хуссейна прошло более года, но акты насилия в Ираке не прекращаются. Боевики нападают на военнослужащих коалиции и на гражданских лиц, включая министров иракского правительства и преподавателей ВУЗов.
День клонится к вечеру. Министр иракского временного правительства Паскаль Варда заканчивает работу и направляется домой.
Несколько ее телохранителей, вооруженных автоматами, выстраиваются у входа в министерство по делам мигрантов и перемещенных лиц. Всего у министра Паскаль Варда около 30 телохранителей. По соображениям безопасности, они просят не называть их точное число, модель и цвет автомобилей ее кортежа и путь, которым они следуют.
Быть министром в Ираке опасно. Премьер-министр Ийяд Аллави заявил недавно в Лондоне, что только за последние три месяца террористы четыре раза покушались на его жизнь. Ему повезло. С июня, когда коалиция передала власть в Ираке временному правительству, были убиты десятки чиновников. Десяткам другим удалось спастись.
Сорокатрехлетняя Паскаль Варда принадлежит к живущему в Ираке ассирийскому меньшинству. В течение 15 лет она училась и работала во Франции, а в 95 году вернулась в Ирак и стала участницей сопротивления режиму Саддама Хуссейна.
Как и большинство сотрудников временной иракской администрации, госпожа Варда живет в тщательно укрепленном жилом комплексе в центре Багдада. Он окружен пятиметровой стеной. Посетители должны пройти несколько обысков в контрольно-пропускных пунктах, укомплектованных вооруженными охранниками, танками и спиралью из колючей проволоки «концертино».
Мы посетили Паскаль Варда у нее дома, во время позднего завтрака. За столом кроме нее - муж и две маленькие дочки. Она еще не была в министерстве - отчасти потому, что, по соображениям безопасности, она покидает дом каждый раз в другое время. А, кроме того, накануне вечером ее заместитель едва избежал покушения на его жизнь.
Но, по словам Варда, она твердо намерена продолжать свое служение народу Ирака. «Все мы испытываем чувства страха, - говорит министр. - Мы знаем, что нам грозит опасность, но мы не прекращаем своих усилий. Такова реальность сегодняшнего дня. Мы призваны временем двинуть нашу страну по пути прогресса и уверены, что приносим ей настоящую пользу».
Муж Паскаль, Уильям Варда, работает в руководстве партии «Ассирийское демократическое движение». Он тоже тревожится за безопасность своей жены и ее семьи: «Я не нахожу себе покоя, пока не услышу телефонный звонок: «Я уже дома, я здесь». Особенно боязно за детей. Террористы совершают похищения. Несколько дней назад начался учебный год, и мы ломаем головы, как возить девочек в школу и обратно...»
Опасность в Ираке грозит не только министрам, но и преподавателям ВУЗов, которые время от времени подвергаются нападениям боевиков.
По словам руководителей Багдадского университета, с момента падения саддамовского режима были убиты восемь профессоров. Судя по некоторым сообщениям в прессе, всего по стране от рук террористов погибли 40 преподавателей, причем каждый месяц совершается, по меньшей мере, пять покушений.
Нападения на работников ВУЗов вызвали опасения, что в Ираке начнется утечка мозгов. По данным профсоюза университетских преподавателей, из 14 тысяч профессоров тысяча уже покинула страну.
Набил Юнис, профессор Багдадского университета, считает, что радикальные исламисты хотят избавиться от своих соперников - интеллектуалов с более умеренными взглядами.
«Их цель - уничтожить в стране какую-либо мысль, ликвидировать «мозговые тресты», избавиться от мыслящих людей. Мы - небогатые люди, - продолжает профессор Юнис. - Мы не бизнесмены. Единственное, что у нас есть - это наши мнения. Наша задача - говорить правду. Так что, когда нас пытаются убить или запугать, то причиной здесь может быть только одно: желание задушить мысль».
В Багдаде есть независимый Центр исследований и стратегических изучений. Не так давно эта организация сменила свою резиденцию - после того, как ее офис был обстрелян неизвестными людьми. Это произошло ночью, так что никто не пострадал.
Директор Центра Садун Дуламе утверждает, что охота на иракских интеллектуалов и правительственных чиновников объясняется слабостью служб безопасности и тем, что за власть и влияние в новом Ираке борются самые разнообразные группировки.
«Нам представилась редчайшая возможность построить новое общество, новое государство, - говорит Дуламе. - И каждая общественная группа пытается делать это в соответствии со своими интересами. У террористов - свои особые интересы. Они хотят, чтобы новый Ирак соответствовал их идеологии. Поэтому они считают интеллектуалов врагом номер один. И обвиняют их в шпионаже в пользу Америки в прочих грехах».
По словам Садуна Дуламе, несмотря на междоусобицу, Ираку вряд ли грозит гражданская война. «Пройдет несколько лет нестабильности, - говорит он, - и страна вновь станет безопасной для министров, интеллектуалов и всех тех, кто пытается превратить Ирак в современное демократическое государство.