Линки доступности

Марта Стюарт хочет в тюрьму! - 2004-09-22


Последние годы американский деловой мир сотрясают скандалы, связанные с лихоимством руководителей корпораций: достаточно назвать такие имена, как «Энрон» или «Тайко». Менеджеры этих фирм были признаны судом виновными в присвоении средств. Для инвесторов, потерявших на обманных операциях деньги, вряд ли послужит утешением то, что некоторые из купавшиеся в роскоши менеджеров переселились или вот-вот переселятся в тюремные камеры.

Тем не менее, когда стало известно, что Марта Стюарт желает поскорей начать отбывать назначенное ей тюремное наказание, это вызвало сенсацию. Создательница многомиллионной фирмы по устройству быта Марта Стюарт была признана виновной в незаконной продаже пакета акций. Объем сделки, по масштабам госпожи Стюарт, был ничтожен - менее ста тысяч долларов. Тем не менее судья назначил ей наказание в виде штрафа и пяти месяцев тюремного заключения.

Обозреватели сходятся в том, что приговор был намеренно жестким из-за громкого имени Марты Стюарт, долгие годы остававшейся предметом восхищения американок. В прошлом судьи с учетом ненасильственного характера преступлений и отсутствия у подсудимых прошлых нарушений закона нередко ограничивались условным тюремным заключением по таким делам. Но сейчас, после серии корпоративных скандалов, связанных с расхищением десятков миллионов долларов, американское правосудие действует по максимуму в назидание стяжателям.

Вначале адвокаты Марты Стюарт просили отложить исполнение наказания до рассмотрения апелляции. Но, узнав, что дело будет рассматриваться не раньше января, Стюарт неожиданно сообщила журналистам: «Отбывание приговора - единственный способ для меня и моих близких покончить с этой историей и вернуться к нормальной жизни».

Скептики тут же заявили, что предпринимательница, знающая толк в рекламе, хочет получить бесплатное паблисити. Но Марта Стюарт объяснила свой шаг надеждой на то, что сможет провести назначенный ей срок в федеральной тюрьме штата Коннектикут, где живет ее 90-летняя мать. Кто-то из журналистов спросил, готова ли она к новым для себя условиями жизни за решеткой, на что госпожа Стюарт ответила, что получила об этом соответствующие сведения.

Источником информации для Марты Стюарт стал Дэвид Новак, профессиональный консультант лиц, осужденных за «беловоротничковые» преступления. С тюрьмой Новак знаком не понаслышке: он провел в камере 10 месяцев за обман страховой фирмы и неуплату налогов. Выйдя на свободу, Новак изложил свой опыт в книге «Вынужденный простой: путеводитель по федеральной тюремной системе».

Книга оказалась востребованной, к автору наперебой стали обращаться люди, ожидавшие посадки. Сейчас число клиентов консалтинговой фирмы Новака перевалило за тысячу, что, по его словам, отражает дух времени: «В пенитенциарном заведении «Кемп-Эглин» во Флориде я оказался белой вороной. Не только по цвету кожи, но и по статье Уголовного кодекса: 90% обитателей федеральных тюрем попали туда за нарушения, связанные с наркотиками. Финансовые преступления тогда были редкостью. Другое дело - сейчас».

Неожиданностью, продолжает Новак, оказалось то, что люди за решеткой, независимо от происхождения, ценят человеческие качества, поэтому обаятельная Марта Стюарт может рассчитывать на теплый прием. Однако ей, как и всем, следует знать и соблюдать неписаные правила тюремного этикета:

«Любой заключенный может сообщать окружающим любые сведения, в том числе и по делу, за которое он был осужден. Но расспрашивать человека категорически нельзя ни о чем. Нельзя брать ничего чужого. Даже если вы увидели, что кто-то уронил какой-то предмет, вы не должны поднимать его. Максимум дозволенного - известить владельца, что он что-то уронил».

Особыми правилами обставлено общение с надзирателями и другим тюремным персоналом: «Если надзиратель поздоровался с вами, вы можете ответить ему. Но здороваться первым с охраной не принято. Равно как и передавать персоналу любые сведения о других заключенных».

Нарушителей написанного кодекса поведения ждет остракизм со стороны сокамерников и другие неприятности, предупреждает Новак. Что касается условий жизни, то их консультант описывает следующим образом: «Один из моих клиентов сравнил пребывание в тюрьме с жизнью на подводной лодке. Все очень скученно. Обычно в тюрьмах общего режима в камерах площадью 15 квадратных метров находятся двое заключенных. Помимо коек, там стоят индивидуальные шкафчики, два стула, письменный стол. Таких камер в жилом отсеке - от двадцати до сорока, поэтому в помещении всегда шумно. Полностью свет не выключается никогда. Прайвеси практически не соблюдается».

Готовя своих клиентов к отбыванию наказания, Дэвид Новак подчеркивает важный психологический аспект: «Вы должны уяснить, что попали в тюрьму в результате собственных действий. Винить в этом других - занятие бесплодное и разрушительное для психики. От этого ваш срок будет казаться тяжелее».

XS
SM
MD
LG