Линки доступности

Новости Голливуда - 2004-02-13


«Евангелие» от Мела Гибсона

В основе картины Мела Гибсона «Страсти Христовы» (Passion of the Christ) - двенадцать последних часов бренной жизни Иисуса Христа, как они преподнесены в евангелических описаниях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Глубоко религиозный католик Мел Гибсон, режиссер фильма и его сценарист (совместно с Бенедиктом Фитцджеральдом), решил сделать акцент на страданиях Христа, принявшего их, согласно Библии, за грехи всех людей.

Картина начинается библейской сценой в Гефсиманском саду, куда Иисус отправился на молитву после Тайной Вечери. Здесь он противится сатанинскому искушению. Преданный за тридцать сребреников Иудой Искариотом, Иисус арестован и приведен в стены Иерусалима, где руководители фарисеев предъявляют ему обвинения в богохульстве и передают в руки прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который один имеет право осудить Христа на смерть.

Пилат, который не видит в действиях Христа состава преступления, но боится очередного восстания, которое может стоить ему недовольства римского кесаря, пытается решить проблему, передав Иисуса в руки иудейского царя Ирода. Но последний, в отличие от синедриона, не видя для себя никакой политической угрозы, отправляет Христа обратно в Иерусалим.

Пилат велит предать Христа жестокому побиению римскими легионерами, но не до смерти. Римляне проявляют излишнее рвение и зверски уродуют страдальца. Полуживого его предъявляют толпе с вопросом «Разве этого вам мало?». Однако подстрекаемая синедрионом толпа требует: «Распни его!».

Понтий Пилат, как и гласит Новый Завет, «умывает руки» и отправляет Иисуса на Голгофу, где тот принимает смерть на кресте. Затем следует воскрешение.

Всякий, кто знаком со Святым Писанием, не найдет в этом пересказе фильма ничего нового. Однако не спешите с выводами. В руках талантливого и одухотворенного художника, каким особенно ярко в этом фильме проявляет себя Гибсон, наиболее часто рассказываемая история двухтысячелетней давности приобретает доселе невиданный в кинематографе мифологический масштаб, приближая религиозный канон христианства ко всякому, кто готов без предубеждения и теологических или атеистических сомнений увидеть в картине универсальное послание любви и сострадания к ближнему.

Конечно, Гибсон-католик, ставя фильм, движим верой и догмой своей церкви. Но Гибсон-художник, как и его герой, поднимается над заповеданным предтечами, чтобы одарить всякого, кто способен его увидеть, светом высокого искусства. (Замечу на полях, что для тех, кто не верует, само искусство часто служит источником духовности).

К сожалению, фильм еще до своего выхода на экран (я видел его на специальном просмотре) вызвал много пересудов и даже протесты со стороны некоторых организаций в США, которые опасаются волны антисемитизма после демонстрации фильма.

На мой взгляд, картина сбалансированно показывает библейскую версию событий, в равной степени негативно и позитивно показывая иудеев, римлян и последователей Иисуса, деля их при этом всего лишь на две расы - хороших и плохих людей, которые существуют в каждом народе и во все времена.

Несмотря на то, что всегда есть соблазн посмотреть на библейские события и действующих в них лиц под политическим углом, как это сделал в свое время итальянский режиссер-коммунист Пьер Паоло Пазолини в своем псевдонеореалистическом манифесте «Евангелие от Матфея», Мел Гибсон выбирает гуманистический аспект Книги Книг и с помощью чисто художественных средств, навеянных картинами Караваджо (оператор-постановщик Калеб Дешанел), подкрепленных мистической музыкой Джона Дебни, реалистическими декорациями и сходными по архитектуре с древним Иерусалимом фоновыми южно-итальянскими городками, создает классическую по содержанию, но современную по форме кинофреску. Если угодно - движущуюся икону.

У этой иконы лицо актера Джима Кавизела. Если я скажу, что во время работы над фильмом ему было 33 года, как Христу в его земной жизни, что во время съемок сцены распятия на Голгофе разразилась буря и в актера ударила молния, но не причинила ему вреда, то невольно задумаешься над странным симбиозом реального и трансцендентального.

Коснувшись того, что выше его, Мэл Гибсон и сам возвысился. Как человек и художник.

XS
SM
MD
LG