Линки доступности

В Узбекистане продолжаются нарушения прав человека<br><I> 6 февраля 2004 г.</I> - 2004-02-06


Пытка давно вошла в практику карательных органов Узбекистана. Поступили сообщения, что еще два заключенных умерли при подозрительных обстоятельствах. Семья Камалодина Джуманиязова забрала его тело из полицейского участка через неделю после ареста в декабре прошлого года по подозрению в воровстве. На трупе, снятом на видеопленку, видны следы истязаний - глубокие порезы на голове, корпусе и шее, а также другие ранения.

Нодиргон Замонов был арестован в июле и, по сообщению властей, умер первого августа. Он тоже был арестован по подозрению в воровстве. Семья нашла его тело в собственном коровнике с проволочной петлей на шее.

Около пяти тысяч узбеков находятся в заключении, как считается, по политическим мотивам. С ними обращаются крайне жестоко, постоянно избивают, подвергают пыткам, требуя признаний и доносов. Представитель ООН, посетив Узбекистан, пришел к выводу, что пытки там применятся систематически.

В числе находящихся в заключении - журналист Руслан Шарипов, основатель Союза независимых журналистов Узбекистана. Он регулярно сообщал о подавлении средств массовой информации в Узбекистане.

В августе Шарипов был приговорен к четырем годам тюрьмы по обвинению в педофилии и гомосексуализме. Однако правозащитные организации и правительства западных стран полагают, что Шарипов попал в тюрьму за то, что не поддался давлению и не отказался от критики правительства президента Каримова. Недавно посетивший Узбекистан помощник государственного секретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Лорн Крейнер заявил, что Шарипов должен быть амнистирован.

Согласно Всемирной газетной ассоциации, обнародовавшей заявление Шарипова, от него добивались признания вины физическими и психологическими пытками. По словам журналиста, ему насильственно вводили неизвестный препарат, заставляли дышать газом, вызывающим удушье, угрожали заразить вирусом СПИДа, и заставили написать предсмертную записку самоубийцы.

Представитель Государственного департамента Адам Эреди призвал Узбекистан покончить с пытками: «Мы обращаемся к верховным властям с призывом покончить с пытками, осудить их и принять эффективные меры к их прекращению, а также тщательно расследовать все случаи смерти заключенных, подвергавшихся пыткам».

Правительство Узбекистана сделало некоторые позитивные шаги в этом направлении. За последний год Международный красный крест получил больший доступ к тюремной системе Узбекистана. Но политическая стабильность страны напрямую связана с уважением прав человека. А это означает полное прекращение пыток.

Редакционный комментарий отражает точку зрения американского правительства

XS
SM
MD
LG