Объявленное Белым домом решение продлить на два месяца работу независимой комиссии по расследованию обстоятельств террористического нападения на США 11 сентября 2001 года было благожелательно встречено Конгрессом. При этом некоторые законодатели призвали дать следствию больше времени, чтобы найти ответы на все вопросы.
Решение администрации огласил на брифинге пресс-секретарь Белого дома Скотт Маклеллан. Он сообщил, что президент Буш поддерживает продление на 60 дней работы следственной «Комиссии 11 сентября» сверх восемнадцатимесячного срока, установленного Конгрессом. Маклеллану тут же был задан вопрос, почему администрация неожиданно отставила возражения, которые ранее выдвигала по этому поводу.
«Комиссия обратилась к нам с тем, что ей требуется дополнительное время для завершения работы, - ответил пресс-секретарь. - Мы охотно обсудили этот вопрос и пошли Комиссии навстречу. Это не значит, что мы изменили свое мнение о том, что расследование должно быть закончено скорейшим образом и проведено со всей тщательностью».
Итак, срок представления выводов «Комиссии 11 сентября» перенесен с мая на июль. Об этой уступке Белого дома было объявлено почти одновременно с известием о том, что президент Буш намерен создать еще одну двухпартийную комиссию по расследованию сообщений разведки накануне войны в Ираке о наличии у Саддама Хуссейна оружия массового поражения. Кто персонально войдет в нее, пока неясно.
Что касается «Комиссии 11 сентября» из 10 человек, то она насчитывает равное число демократов и республиканцев. Поначалу президент противился идее ее создания, но Конгресс одобрил эту инициативу, и Белый дом снял возражения. Как сообщали источники в администрации, у Джорджа Буша сложилось впечатление, что некоторые члены комиссии проявляют политическую предвзятость, а публикация выводов ближе к осени может сыграть на руку демократами в предвыборной борьбе.
Со своей стороны, члены «Комиссии 11 сентября» жаловались на трудности с получением некоторых засекреченных документов из канцелярии Белого дома. Скотт Маклеллан решительно отверг утверждения о том, что администрация тормозит работу следствия: «Мы работали и продолжаем работать в тесном контакте с председателем и замом председателя комиссии, стараясь всячески облегчить им рассмотрение дел. Это крайне важная миссия. Президент неоднократно подчеркивал это и распорядился оказывать комиссии всяческое содействие. Следователи получают от нас всю требуемую информацию».
Некоторые выводы «Комиссии 11 сентября» были оглашены на слушаниях в Конгрессе. В частности, они касались дефектов в обеспечении безопасности аэропортов и работе иммиграционных структур, благодаря чему 19 террористов смогли беспрепятственно въехать в Америку и захватить в полете авиалайнеры. Не исключено, что обнаружатся провалы и в деятельности других служб.
Но комиссия «Комиссия 11 сентября» добивается ответа на главный вопрос: были ли включены в ежедневные разведсводки, подаваемые президенту, сигналы об угрозах террористов использовать коммерческие самолеты в качестве живых снарядов, и если да, то - когда. Таким образом, время оглашения выводов в год выборов приобретает критический характер.
Конгрессмен Вито Фосселла из штата Нью-Йорк предложил продлить расследование до января 2005 года: «Если комиссия объективно считает, что ей нужно больше времени для завершения работы, с тем чтобы трагедия 11 сентября больше не повторилась, с нашей стороны было бы безответственно не пойти ей навстречу».
Обозреватели отмечают, что президент Буш оказался в выигрышном положении в сравнении со своими предшественниками, которые были вынуждены отбиваться от расследований, проводившихся оппозиционным Конгрессом. Для Никсона это закончилось отставкой, для Клинтона - процедурой импичмента, для Рейгана - скандалом «Иран-контрас». Для Буша перспективы выглядят лучше.
«Несмотря на некоторое сгущение атмосферы в Вашингтоне, тот факт, что партия президента контролирует обе палаты Конгресса, обеспечивает Бушу страховочную сетку», - говорит Ричард Бенвенисте, участвовавший в расследованиях «Уотергейта» и «Уайтуотера», а сейчас работающий в «Комиссии 11 сентября».
Правда, неизвестно, как повернутся события. «Золотой запас любого президента состоит в доверии избирателей, - отмечает один из сотрудников Белого дома. – Пока казна цела. Но президенту придется проявить беспощадность, если выяснится, что его вводили в заблуждение. Иначе доверие публики рискует обесцениться».