Линки доступности

Новости Голливуда - 2003-10-11


В обществе мертвых поэтов

Фильм о поэзии и поэтах должен быть поэтичным? По-моему, да. Даже если поэтика картины будет мрачной.

Фильм «Сильвия» (Silvia), поставленный новозеландским режиссером Кристин Джеффс по сценарию Джона Браунлоу, по стилистике и визуальной форме очень темный и мрачный, но совсем не поэтичный.

Лауреат «Оскара» Гуинет Палтроу играет легендарную американскую поэтессу и писательницу Сильвию Платт, покончившую с собой в возрасте 30 лет. Действие картины начинается в 1956 году, когда юная Сильвия учится в одном из английских университетов на стипендию имени Фулбрайта, присуждавшуюся блестящим студентам американских вузов для учебы заграницей.

Сильвия пробует свои силы в поэзии, но студенческий журнал весьма скептически оценивает ее пробу пера. В том же номере журнала Сильвия читает поэму студента по имени Тэд Хьюз и подпадает под очарование его стиха. Вскоре, на студенческой вечеринке Сильвия встречает автора (Дэниэл Крэйг). Молодые люди немедленно понимают, что между ними возникает отнюдь не литературное влечение. У них начинается бурный роман, подкрепляемый взаимным интересом к поэтическому слову. Вскоре два молодых поэта обнаруживают себя под венцом.

По завершении учебы Сильвия возвращается в Америку, где она получает преподавательскую работу в одном из университетов. Тэд следует за ней. Публикация его произведений привлекает к нему внимание литературных кругов, в то время как Сильвия, поглощенная обязанностями жены, матери и работой, не может реализовать себя как поэт. Ко всем ее проблемам добавляется склонность Тэда к внебрачным приключениям. Женская ревность усугубляется профессиональной. Сильвия видит решение проблем в возвращении в Англию, что чета и делает в 1959 году.

Суицидальные мысли, преследовавшие Сильвию с молодости, все чаще посещают ее на фоне семейных проблем. Но странным образом неверность Тэда способствует ее росту как поэта, и ее работа начинает получать признание. Но ее психологическое состояние все больше усугубляется, и это приводит к трагедии.

Таково краткое содержание картины. Но оно мало что говорит о реализации материала. Проблема фильма состоит в том, что, будучи основанной на истории реальных мастеров слова, картина настолько заземленная, что даже обилие стихов, читаемых с экрана и за кадром, не помогает ей хоть сколько-нибудь подняться над реальностью и дать нам представление о том, почему Хью и Платт - такие замечательные художники слова и в чем их подлинная драма.

В первую очередь надо упрекнуть авторов в том, что абсолютно не разработан характер Тэда Хьюза. Очень хороший актер Крэйг («Дорога в ад») очень старательно выполняет указание режиссера быть мрачным и загадочным, но это не выглядит убедительным. Нам хочется знать, что происходит в душе этого явно не ординарного человека, что им движет, в чем дихотомия его души. В фильме, однако, Крэйг вынужден только реагировать на действия и слова Сильвии-Палтроу. И в итоге он проходит через весь фильм почти как статист.

Да, я понимаю, что картина называется «Сильвия», а не «Тэд», и актриса Палтроу довольно точна в представлении трагической фигуры Платт. Но никаких откровений на экране не происходит. Мы скорее смотрим историю неудачного брака, осложненного клинической депрессией героини, чем ожидаемое взаимодействие и столкновение титанов интеллекта, каковыми сейчас признаны Платт и Хьюз.

Конечно, и поэты болеют, и растят детей и испытывают супружеские измены. Но разве это главное в понимании роли поэта в обществе? Мы, конечно, привыкли считать поэтов пророками, что не характерно для англосаксонского мира. И все же хотелось бы прибавить к своему пониманию мировой поэзии эти два имени.

Обычно после просмотра удачного фильма о людях творчества хочется обратиться к их книгам, картинам, музыке. В данном случае это не происходит. Сильвия Платт и Тэд Хьюз, какими я их увидел в фильме «Сильвия», не возбудили художественное любопытство сродни тому, что вызвал к персоне писательницы Вирджинии Вульф совсем недавний фильм «Часы» (The Hours).

Там тоже писательница кончает с собой, но жизнь и смерть Вирджинии Вульф в интерпретации Николь Кидман на много порядков выше и интереснее, чем жизнь и смерть Сильвии Платт в толковании Гуинет Палтроу.

XS
SM
MD
LG