Линки доступности

«Кочевники» на американском рынке труда - 2003-08-10


Картина трудовой занятости сегодняшней Америки внушает беспокойство многим. Цифры зарегистрированных безработных не перестают расти. А те, кто работает, знают, что им вряд ли следует рассчитывать на пожизненную карьеру: скорей всего через несколько лет им придется поменять род занятий. Но наряду с этим в Америке есть целый слой людей, сознательно не стремящихся получить постоянную работу. Парадокс?

Три года назад Джанел Кайзер занимала должность в отделе социальной помощи муниципалитета города Мизула в штате Монтана. Она сидела в новеньком здании, за новеньким компьютером, с девяти до пяти, в обществе приятных людей; ее зарплата, по монтанским стандартам, была неплохой - 30 тысяч долларов в год; вообще все в ее жизни было замечательно, как отмечает двадцатидвухлетняя женщина. «Но когда я представляла, что буду до пенсии сидеть в выгородке и стрекотать на клавиатуре, у меня что-то обрывалось в душе, - рассказывает Джанел. - Надо было что-то предпринять, хотя я и не представляла, что именно».

В конечном итоге она подала заявление об уходе, расцеловалась с коллегами, загрузила нехитрый скарб в машину и двинулась, куда глаза глядят. В буквальном смысле.

Через неделю дорога привела ее в Национальный парк Шенандоа в штате Вирджиния. Место ужасно понравилось Джанел, а в центре приема посетителей висело объявление, что парку требуется временный работник. Это решило дело.

Мисс Кайзер нанялась в парк рейнджером. Данная профессия включает функции охранника, егеря, проводника и гида для туристов. «Идеальное сочетание для моего характера», - заключает Джанел. Пробыв восемь месяцев в Шенандоа, она нанялась на круизное судно, бороздившее Калифорнийский залив. А после этого - на ранчо в Аризоне.

Так мисс Кайзер влилась в ряды десятков тысяч сезонников. Эти люди проводят на одном месте не больше десяти месяцев, после чего перебираются в другое или меняют род занятий. По большей части речь идет о молодых людях, недавно окончивших колледж и еще не обремененных семьей. Но немало и исключений - людей в возрасте, имеющих супругов и детей. Есть среди сезонников и пенсионеры.

Всех их объединяет любовь к простору и нелюбовь к однообразному труду. Билл Берг, ответственный за сайт CoolWorks.com, что можно перевести как «Клевые работы», называет таких личностей «кочевниками». На его сайте выставлена информация о 75 тысячах вакантных рабочих мест в самых разных сферах.

Билл основал свою фирму восемь лет назад, откликнувшись на потребность американской экономики в подобного рода трудовых ресурсах. У него самого за плечами богатый опыт - летчик ВВС и пилот частных самолетов, рейнджер в Йеллоустонском национальном парке и на Аляске, краболов у границ Канады... всего не перечесть. И это - к сорока годам.

«Среди клиентов CoolWorks, - рассказывает Билл Берг, - немало бывших военных. Около 30 процентов составляют иностранцы - их охотно нанимают на сезонные работы, поскольку за них не надо делать отчислений в пенсионный и страховой фонды».

Какие плюсы видят «кочевники» в своей работе? Многие воспринимают ее, как затяжной рабочий отпуск после прежних монотонных занятий. Такой образ жизни позволяет увидеть места, в которые, при прочих обстоятельствах, они бы не попали. Работать часто приходится на природе - и какой природе! Немаловажное преимущество сезонной работы - жилье. В заповедниках и национальных парках, на круизных судах и курортах оно предоставляется нанимателями.

Знакомство с новыми интересными людьми - для двадцатидевятилетней Кэти Красселт - это огромный плюс кочевого образа жизни. Она уже сменила свыше десятка мест, намеревается так просуществовать еще лет десять и только потом заводить семью.

Из отрицательных моментов главный - это скромная зарплата: в сезонном деле не разбогатеешь. «Разве что наткнешься на золотую жилу», - говорит Билл Берг. (Среди работ на его сайте значится и промывка песка на заброшенных приисках).

Примечательно вот что. Число сезонников растет в периоды экономического бума, при максимальной занятости, и сокращается в периоды спада, когда увеличивается число безработных. Казалось бы, сезонная работа в такое время, как сейчас, должна привлекать больше народа. Ан нет... Еще один парадокс.

XS
SM
MD
LG