Линки доступности

Ирак и борьба с терроризмом - 2003-07-21


Администрация Буша считает свержение режима Саддама Хуссейна составной частью кампании против мирового терроризма. Однако еще до начала войны в Ираке многие эксперты по безопасности предупреждали: долговременное присутствие американских войск в Ираке рискует привести к прямо противоположному эффекты - то есть к разрастанию террора. В какой мере оправдались эти предупреждения?

Одной из главных причин военной акции против Ирака президент Буш и вице-президент Чейни объявляли помощь режима Саддама Хуссейна международным террористам, включая «Аль-Кайду». Опасность такого альянса, по словам американских руководителей, усугублялась наличием у Саддама оружия массового поражения.

Критики второй иракской кампании, до ее начала и теперь заявляли, что «арабская улица» воспримет американское военное присутствие в Ираке как форму колониализма. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мусульманские радикалы постараются раздуть малейшие промахи и просчеты американцев и их союзников в Ираке для нагнетания «антиколониальных» настроений и вербовки сторонников. Действительно, число нападений на американских военнослужащих в Ираке растет с каждой неделей; причем, эти атаки становятся все более организованными. Американское командование уже не скрывает, что речь идет о партизанской войне. Множатся акты саботажа и убийств лиц, сотрудничающих с союзной коалицией. А рядовые иракцы не скрывают раздражения медленными темпами восстановления нормальной жизни в стране.

Враждебность к Соединенным Штатам растет не только в Ираке. Согласно опросу Исследовательского центра «Пью», в семи из восьми стран с подавляющим мусульманским населением большинство респондентов обеспокоено потенциальным вторжением американских войск.

«Сегодня говорить о поддержке Америки в мусульманском мире - абсурд. Антагонизм по отношению к Соединенным Штатам углубляется и расширяется на глазах», - говорит директор центра «Пью» Эндрю Кохут.

Дэниел Бенджамин, координатор контртеррористических мероприятий в администрации Клинтона, а сейчас аналитик вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, говорит в этой связи: «Мы продолжаем играть на руку врагам. «Аль-Кайда» не могла и мечтать о такой иллюстрации к своим аргументам о том, что Америка ополчилась против ислама. Мы можем сколько угодно перечислять позитивные, благородные и самоотверженные причины, побудившие нас освободить иракский народ. «Аль-Кайда» твердит свое, и, судя по имеющимся данным, успешно рекрутирует новых боевиков».

Сторонники политики Белого дома на это отвечают, что помощь иракцам в создании плюралистского общества, гарантирующего гражданские и религиозные права, докажет населению ложь радикальных группировок и послужит моделью для всего региона. «На Ближнем Востоке больше никто не сомневаются в решимости Соединенных Штатов искоренить терроризм, - говорит Дэниел Байман, преподающий теорию безопасности в Джорджтаунском университете. - И это приносит плоды. Иран и Сирия закрывают тренировочные лагеря террористических группировок, перекрывают пути их финансирования и прекращают другие формы поддержки. Это - безусловные плюсы военной акции против Саддама Хуссейна».

Наблюдатели считают, что важными факторами в развитии настроений в регионе могут стать обнаружение в Ираке оружия массового поражения и участие в восстановлении страны мировой общественности - ООН, стран Евросоюза и других структур. Аналитик фонда «Наследие» Джек Спенсер высказывает по этому поводу следующее суждение:

«Думаю, рано или поздно мы найдем в Ираке оружие массового поражения. Но даже если оно не будет обнаружено, следует помнить: у Саддама Хуссейна были наготове объекты и оборудование для производства химических и биологических вооружений. Он мог запустить их в действие в любую минуту. А это значит, что он был бы в состоянии снабдить международную террористическую паутину рычагами смертельного шантажа. Под таким углом зрения следует смотреть на события в Ираке».

Вашингтон видит в создании в Ираке демократического общества эффективное орудие в борьбе с распространением террора. Ирак, по мысли американской администрации, может стать потенциальной моделью политических и экономических реформ - и тем самым подорвать глубинные причины терроризма.

Немалые надежды команда Буша связывает и с мирным процессом в палестино-израильском конфликте. Многие считают его ключевым мотивом антиамериканского экстремизма в мусульманском мире. Но хватит ли у американской администрации сил и ресурсов на все «горячие точки»? Вопрос остается открытым.

XS
SM
MD
LG