Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 52 - 2003-06-22


Записи, звучащие в программе:

“The Hardbop Grandpop”. Хорас Силвер
Ронни Кюбер - баритон сакс; Стив Турре - тромбон; Хорас Силвер - фортепьяно
“Serenade To a Teakettle”. Хорас Силвер
“Viva Amour”. Хорас Силвер

Название композиции, давшей, в свою очередь, название диску пианиста, аранжировщика, продюсера, руководителя оркестра и композитора Хораса Силвера, можно перевести, как «Дедуля хард-бопа» - так, по свидетельству музыканта окрестил его в 94 году один из критиков, слышавших выступление Силвера во время Чикагского джазового фестиваля.

«Это прозвище меня весьма позабавило и рассмешило всех моих музыкантов, - рассказывает пианист. - Хотя музыка эры свинга оказала на мою работу немалое влияние, укоренена она в би-бопе. Я родился в благословенное время в истории джаза - мне довелось играть с величайшими музыкантами и свинга, и би-бопа. При этом моей манере присущи те свойства, которые критики сочли определяющими для стиля, который они назвали хард-бопом (дословно - тяжелый боп). К тому же, - продолжает Силвер, - я - человек почтенного возраста. Так что титул, присвоенный мне в Чикаго, вполне соответствует истинному положению вещей. Потому-то я и решил назвать так мой первый диск, записанный на «Импульсе».

Напомню вам - более четверти века Силвер делал записи на студии “Blue Note”

Ко многим композициям в диске “The Hatdbop Grandpop” Силвер написал слова, хотя вокал как таковой в них отсутствует. В отличие от большинства крупных джазовых исполнителей, репертуар Силвера практически целиком состоит из его собственных композиций, ставших классикой джаза или «джазовыми стандартами». «Музыка, - утверждает музыкант, - разлита повсюду. Нужно только суметь услышать ее»

Иногда он «слышит» композицию в чириканье какой-нибудь птахи, пусть самом незамысловатом. Иногда это звуки вскипающего чайника. Нам предстоит сегодня услышать еще несколько высказываний Силвера, связанных с процессом творчества. А сейчас - одна из включенных в диск композиций, которая родилась, как результат ритуала заваривания чая.

«Я ждал, когда вскипит чайник и начал прислушиваться к звукам, которые он издает. Подойдя к роялю, я попытался воспроизвести их и вслед за этим понял, что сочиняю мелодию. Так родилась “Serenade to a Teakettle” - «Серенада чайнику». И слова к ней. Я предлагаю вашему вниманию их русский перевод.

Мой чайник из металла сделан
и любит громко посвистеть.
Я уношусь за все пределы,
когда он начинает петь.
Он день начать мне помогает,
бодрит и не дает скорбеть.
Зима - весною расцветает,
когда он начинает петь.
Неважно, как идут дела -
мне светит иль не светит…
Попьем горячего чайку -
и «да» судьбе ответим.
Силвер, стоявший у истоков хард-бопа, утверждает, что все жанры американской музыки - блюзы, госпел, свинг, би-боп, бродвейские мюзиклы, равно как и классика - в той или иной мере оказали на него влияние: «В известном смысле, - говорит он, - процессе сочинительства напоминает изготовление жаркого: вы соединяете вместе разные ингредиенты, добавляете специи, всего понемногу, хорошенько перемешиваете, ставите на огонь, даете как следует «потомиться», и в результате получаете блюдо, в котором все эти составные части образуют нечто цельное и - позволю себе быть нескромным - вполне оригинальное. Но самое главное заключается для меня в том, - добавляет пианист, - что Господь Бог на редкость ко мне благосклонен. Я просыпаюсь по утрам, и почти всегда у меня в голове уже звучит какая-то мелодия. Разумеется, не каждое утро. И, естественно, не готовая композиция. Но довольно часто - тактов эдак восемь. Я иду к фортепьяно и эти восемь тактов играю. Как будто кто- то мне их диктует. Потом я записываю этот музыкальный зародыш на магнитофон. А когда приходит его время, развиваю до размера «взрослой» композиции».

Когда Силвера спрашивают, что это такое - хард-боп, он отвечает: «Я бы сказал, что это би-боп, в котором чуть больше энергии. Боп - вежливый подход к музыке. Хард-боп - более агрессивный. Хард-боп, в отличие от вежливого и даже изысканного бопа - музыка непричесанная, громкая, и, если хотите - «неудобная».

В одном из интервью Силверу задали вопрос: что для него важнее - его композиторская деятельность или его карьера пианиста?

«Мне трудно отдать предпочтение чему-то одному, - отвечал музыкант. - Но если бы случилось так, что к моему виску приставили пистолет и сказали: выбирай! И тем, и другим ты заниматься не можешь. Я бы ответил – сочинять. Я получаю гигантское наслаждение от игры на рояле, особенно, когда играю перед аудиторией. Но ничто не может сравниться для меня с наслаждением, которое я испытываю, когда в голове у меня начинает звучать новая мелодия, и вслед за этим приходит миллион идей ее развития, гармонических переходов, ритмических вариантов, аранжировки и так далее - с этим для меня не может сравниться ничто. Это моя страсть. Это моя любовь…»

И на этом признании мы поставим точку в сегодняшней встрече Джазового клуба, предоставив слово музыке.

«Да здравствует любовь» - из диска, название которого - “Pencil Packin’ Papa” - требует разъяснения, на которое у нас сегодня просто нет времени. Оставим эту маленькую загадку до следующего удобного случая…

XS
SM
MD
LG