В этом году отмечается столетие со дня рождения известного американского виолончелиста русского происхождения Григория Пятигорского. Отмечая эту дату, Балтиморский художественный музей организовал выставку произведений искусства из коллекции Пятигорского.
Григорий Павлович Пятигорский родился в Екатеринославе в 1903 году. В возрасте 16 лет он вошел в состав квартета имени Ленина, совмещая эту работу с должностью концертмейстера оркестра Большого театра. В 1921 году, когда Пятигорскому было 18 лет, он бежал в Польшу, откуда переехал в Берлин.
Там он продолжил музыкальное образование и был принят солистом в оркестр Берлинской филармонии под управлением известного дирижера Вильгельма Фуртвенглера. Через несколько лет Пятигорский оставил оркестр и начал карьеру как солист.
Помимо выступлений с оркестрами, Пятигорский играл камерную музыку с такими легендарными музыкантами, как Яша Хейфец, Артур Рубинштейн, Натан Мильштейн. Известные композиторы посвящали выдающемуся виолончелисту свои произведения: среди них Стравинский, Прокофьев, Хиндемит, Уолтон, Кастельнуово-Тедеско, Аарон Копланд, Эрнст Блох, Самюэл Барбер и другие.
Как солист Григорий Пятигорский выступал со всеми ведущими оркестрами мира и вошел в историю как один из величайших виолончелистов ХХ столетия. Пятигорский был членом жюри Второго и Третьего международных конкурсов имени Чайковского.
Но вернемся к выставке в Балтиморском музее. Она называется «Григорий Пятигорский: виолончелист и коллекционер». На выставке можно увидеть картины таких известных мастеров, как Эдгар Дега, Пабло Пикассо, Поль Клее, Хаим Сутин, а также произведения африканского искусства и знаменитую виолончель Страдивари, на которой играл Пятигорский.
В Балтиморе живет дочь Пятигорского Джеста Драхман. Когда я сказал ей, что собираюсь сделать передачу, посвященную ее отцу, она любезно согласилась ответить на ряд моих вопросов.
Люсьен Фикс: Где ваш отец познакомился с вашей матерью?
Джеста Драхман: Они познакомились в Париже, где жила семья моей матери. Как-то один знакомый пригласил ее на прием, где был Пятигорский. Они понравились друг другу и вскоре поженились. Я родилась за два года до начала Второй мировой войны.
Л.Ф.: Что ваш отец делал во Франции?
Д.Д.: Гастролировал. Моя мать иногда ездила с ним, но большую часть времени проводила в Париже. Она не хотела таскать за собой ребенка.
Л.Ф.: Почему ваш отец решил уехать из Франции?
Д.Д.: Мне кажется, что отец не боялся оставаться во Франции, но решение приняла мама. Ведь уже шла война. Она боялась, что его заберут во французскую армию, и решила, что музыканту лучше быть в Америке. Она взяла на себя инициативу и купила билеты на пароход. Это, кажется, был последний пароход из Франции через Атлантику. Мы приехали в Америку в 1939 году.
Л.Ф.: Где вы обосновались?
Д.Д.: Мы поселились в Филадельфии. Отец стал преподавать в Институте Кертиса и продолжал гастролировать.
Л.Ф.: Какие у вас самые яркие воспоминания о вашем отце?
Д.Д.: Он был замечательным отцом. Умный, благородный, великодушный, человек с большим чувством юмора, прекрасный рассказчик. Он был всеобщим любимцем.
Л.Ф.: Ваш отец любил не только музыку, он любил произведения искусства, не так ли?
Д.Д.: Да, у него был прекрасный вкус. До войны, когда он жил в Европе, он бродил по улицам, заглядывал в галереи и покупал картины молодых художников, порой за бесценок. У него было прекрасное чутье. Многие из этих картин оказались шедеврами. Тогда он еще не был коллекционером и раздавал их своим друзьям и знакомым в виде сувениров. У него была широкая натура.
Л.Ф.: А ему приходилось встречаться с художниками, чьи картины он покупал?
Д.Д.: Мне кажется, что он был знаком с некоторыми. Не знаю со всеми ли, но знаю точно, что он был знаком с Полем Клее и, кажется, с Хаимом Сутином. Однажды в нью-йоркском книжном магазине он встретился лицом к лицу с Сальвадором Дали. Мой отец держал в руках книгу о Дали, и в это время в магазин вошел сам знаменитый сюрреалист. Так они и познакомились.
Л.Ф.: Какой, вы считаете, самый ценный экспонат на выставке в Балтиморском музее?
Д.Д.: Думаю, его виолончель работы Страдивари. Цель выставки была показать широту его интересов. Там есть и пастельные работы Дега, и картины Сутина. Мой отец был одним из первых, кто распознал талант этого талантливого живописца.
Среди других экспонатов интересно отметить манускрипт концерта для виолончели Уолтона, который композитор посвятил моему отцу. По сути, они оба работали над этим концертом. Рядом с манускриптом несколько писем из переписки между Уолтоном и моим отцом.
На выставке также экспонируется так называемый нансеновский паспорт, по которому отец путешествовал, когда у него не было гражданства.
И хотя выставка занимает всего один зал, посетители могут ясно представить себе весь диапазон интересов и вкусы Григория Пятигорского.