Американские военные эксперты и политологи не сомневаются в решительной победе возглавляемой Соединенными Штатами коалиции над силами Саддама Хуссейна. Иной вопрос, удастся ли союзникам завоевать умы и сердца иракцев.
Ситуация сулила большие надежды. В первые дни войны в плен сдались несколько тысяч иракских солдат. Сколько солдат дезертировало, доподлинно не известно, но, скорее всего, их тоже было немало. В ряде деревень на юге Ирака местные жители радостно встречали войска коалиции.
Но сейчас сдача в плен, равно как и энтузиазм встреч освободителей сильно поуменьшились. Однако специалисты считают, что это объясняется отнюдь не негативным отношением рядовых иракцев к Соединенным Штатам и Великобритании, а страхом за собственную жизнь.
Глава ближневосточного отдела Совета по международным отношениям Джудит Киппер напоминает, как жестоко поплатились иракские шииты за то, что двенадцать лет назад, по призыву США подняли восстание против Саддама Хуссейна: «Сдержанность иракцев, особенно южан, в отношении освободителей вполне понятна. Они прекрасно помнят, что после окончания первой войны в зоне Персидского залива участников восстания бросили на произвол судьбы, и Саддам Хуссейн расправился с ними самым беспощадным образом. До тех пор, пока иракцы не убедятся в том, что режиму Саддама пришел конец, они не будут особенно торопиться со сдачей в плен и братанием с американцами».
Притом, как утверждает Джудит Киппер, убедить их может только смерть или пленение Саддама Хуссейна. Если же он останется в живых и возглавит партизанское движение, реализация послевоенных планов коалиции сильно осложнится.
Но генерал в отставке американских ВВС Томас Мэкинерни считает маловероятным, что Саддам может возглавить партизанское движение. Он предвидит, что со временем все больше иракских военнослужащих будут сдаваться в плен, и население начнет все более доброжелательно относиться к переменам в стране. Хотя произойдет не сразу: «Следует учитывать, что правящая партия Баас пользуется большим влиянием в стране, и значительная часть населения предана Саддаму. Поэтому нам нужно запастись терпением».
Глава ближневосточного отдела Совета по международным отношениям Джудит Киппер указывает и на другой важный момент. «Многие иракцы с радостью воспримут освобождение от Саддама Хуссейна, - говорит она, - но это не значит, что их будет также радовать иностранная оккупация... В отличие от Восточного Тимора и Косово, Ирак -- суверенное государство, и оккупация страны американцами равнозначна потере суверенитета, по крайней мере на определенное время. С этим трудно будет смириться гордому, националистически настроенному и воинственному народу».
Генерал американских сухопутных войск в отставке Томас Рэйм видит решение проблемы в гуманитарной помощи: «Доброжелательное отношение американских оккупационных войск к местному населению и активное участие международных неправительственных организаций в распределении гуманитарной помощи покажут иракцам истинное положение вещей».
Доставка пищевых продуктов и воды в южные районы Ирака уже началась, и силы коалиции стараются расширить масштабы оказания помощи. Джудит Киппер советует администрации президента Буша постоянно напоминать иракцам, что американские силы будут находится в их стране недолго, и что США не намерены навязывать им ту или иную форму демократии:
«Иракцы должны стать хозяевами своей судьбы. Они доказали, что могут прекрасно управлять своими ресурсами -- коммунальными предприятиями, университетами, больницами, нефтяной промышленностью... Они знают, кто из племенных вождей, общественных деятелей, врачей, юристов пользуется уважением в обществе и может занять важный политический пост. И мы должны дать этим людям возможность выдвинуться на передний план».
Эту точку зрения разделяют многие американские специалисты. И, как они отмечают, не следует рассчитывать на то, что послевоенный Ирак обязательно будет союзником США или что он будет разделять американские идеалы.