Линки доступности

Британские аналитики – о кризисе в Североатлантическом союзе - 2003-02-13


Раскол в НАТО, вызванный иракской проблемой, грозит множеством последствий. В этом отдают себе отчет все наблюдатели.

Решение Франции, Германии и Бельгии блокировать внесенное на рассмотрение НАТО предложение Соединенных Штатов по защите Турции на случай войны с Ираком Вашингтон назвал «непростительным». Американский посол в НАТО Николас Бернс заявил о «кризисе доверия» к Североатлантическому альянсу.

В практическом плане ничего страшного не произошло: Вашингтон вполне способен в одиночку снабдить Турцию зенитными и противоракетными системами. Однако, по мнению военных аналитиков, единство НАТО нужно Соединенным Штатам в первую очередь, чтобы придать политический вес жесткой позиции в вопросе разоружения Ирака. Вместо этого альянс оказался расколотым. США и Великобритания настаивают, что Ирак разоружится только перед лицом реальной угрозы военной акции. Франция и Германия считают, что инспектора ООН смогут - при наличии достаточного времени и техники - обеспечить разоружение Ирака мирным путем.

Таким образом, как утверждает эксперт лондонского Института стратегических исследований Гэри Сэмор, ключи от трансатлантического партнерства оказались в руках Саддама Хуссейна.

«Если Саддам откажется сотрудничать или будет чинить препятствия инспекциям, в этом случае главные трансантлантические партнеры смогут выработать общую позицию по вопросу применения силы. Но если Ирак окажется достаточно покладистым для того, чтобы предотвратить достижение консенсуса в ООН, а Соединенные Штаты начнут войну без четко сформулированного мандата Совета безопасности, это может привести к существенному расколу в альянсе, - продолжает Сэмор. - Я не хочу сказать, что раскол будет вечным, однако он станет для нас проблемой на длительное время».

Военный эксперт оппозиционной Консервативной британской партии Майкл Энкрам подчеркнул в интервью «Голосу Америки», что нынешний кризис поставил под вопрос фундаментальный принцип НАТО как пакта о взаимной обороне: «Я не думаю, что происшедшее означает конец НАТО, однако ситуация заставляет критически взглянуть на то, в какой степени члены союза хранят верность принципу взаимной защиты. На месте Турции, как члена НАТО, я был бы неприятно удивлен, узнав, что мои партнеры по блоку отказываются мне помочь в защите территории. Думается, этот случай будет иметь весьма серьезные последствия».

Некоторые эксперты склонны рассматривать конфликт внутри НАТО в более широком аспекте. Конфликт, по их мнению, отражает, в частности, стремление Франции возглавить Европейский союз, используя Германию и Россию как противовес доминированию американской сверхдержавы. Еще одним фактором, как отмечает британский военный эксперт Пол Бивер, являются опасения Франции, имеющей значительные нефтяные интересы в Ираке, потерять их в результате американской акции.

«Ключевым моментом здесь является то, что американцы намерены использовать Турцию как ворота в Ирак, - говорит Бивер. - Франция это понимает и хочет воспрепятствовать этому, поскольку Париж строит собственные отношения с арабским миром. Другим важным фактором, конечно, является нефть».

Эксперты в Великобритании сходятся в том, что американское командование завершит наращивание сил и средств в Персидском заливе к началу марта. Это может оказать дополнительное давление на дипломатов и натовских чиновников с тем, чтобы они попытались в срочном порядке преодолеть разногласия ради сохранения трансатлантического единства.

XS
SM
MD
LG