В Хьюстонском музее изобразительных искусств открылась выставка шедевров французского искусства. Это первая в США широкомасштабная выставка французской живописи из собрания Государственного Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
На выставке представлено 76 картин французских мастеров, начиная с XVII и до начала XX столетия. Пятьдесят три картины ранее никогда не показывались в США.
Выставка начинается с таких мастеров XVII столетия, как Никола Пуссен и Клод Лоррейн. Восемнадцатое столетие представлено работами Франсуа Буше, Жака-Луи Давида и Луи Леопольда Буайи. В числе представителей XIX века можно назвать Жана Огюста Доминика Энгра, Камиля Коро и Густава Курбе. Большое место на выставке занимают работы импрессионистов Эдгара Дега, Камиля Писарро, Клода Моне и Огюста Ренуара и постимпрессионистов Ван Гога, Гогена и Сезанна. На выставке также представлены картины модернистов Матисса, Пикассо, Брака и Боннара.
Хотелось бы отметить, что картины французских мастеров конца XIX - начала XX столетий в Пушкинском музее были прежде собственностью представителя московского купеческого сословия Сергея Ивановича Щукина и фабриканта Ивана Морозова.
Уникальная коллекция Щукина к моменту большевистской революции 1917 года насчитывала 225 работ и давала полное представление о развитии французской живописи, начиная с 1870-х годов и вплоть до кубизма. Щукин непосредственно заказывал декоративные панно для своего дома у таких мастеров, как Боннар, Виллард и Матисс.
У Щукина был прекрасный вкус. Матисс и Пикассо как-то рассказывали Илье Эренбургу, что, приходя в студию художника, Щукин моментально подмечал самые удачные работы.
Не кто иной как Щукин, который верил в будущее французских художников-авангардистов начала XX столетия, познакомил Матисса с Иваном Морозовым, представителем очень состоятельной семьи фабрикантов. Иван Морозов был на 17 лет моложе Щукина, но их интересы во многом совпадали. Как и Щукин, Морозов руководствовался не материальными соображениями. Эстет по натуре, он тоже покупал только те работы, которые ему нравились, и не только в парижских галереях, но зачастую непосредственно у художников в мастерских, которые он регулярно посещал. К 1917 году коллекция Морозова насчитывала 135 картин и скульптур, в том числе работы Пикассо, Моне, Ренуара, Сезанна и Гогена.
После революции коллекции Щукина и Морозова были экспроприированы и позднее оказалась в коллекциях Эрмитажа и Пушкинского музея. Эти коллекции хранились в запасниках, поскольку современное французское искусство в СССР считалось декадентским и тлетворным для развития вкуса советского человека. И только в средине 50-х годов сокровища Щукина стали вновь обретать заслуженное внимание.
Сергей Иванович Щукин покинул Россию после революции и скончался в Париже в 1936 году в возрасте 81 года, так никогда больше и не увидев своей коллекции.
Иван Морозов одно время работал в новом государственном музее, и ему даже поручили составить каталог своей бывшей коллекции. Он скончался в Чехословакии в 1921 году в возрасте 50 лет.
Использованы репродукции картин:Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин» (1888)
Анри Матисс «Настурции и "Танец"» (1912)
Гос. музей изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина (Москва)
Гос. музей изобразительных искусств
им. А.С. Пушкина (Москва)
©2002 Succession H. Matisse,Paris
/Artists Rights Society (ARS), New York