Линки доступности

Джазовый клуб. Выпуск 31 - 2002-11-17


Записи, звучащие в программе:

“Rockin’ in Rhythm”. Эллингтон, Миллс, Карни
“Django”. Джон Люис
“In a Sentimental Mood”. Эллингтон, Кертц, Миллс
“Round Midnight”. Телониус Монк

Сегодня я предлагаю вашему вниманию записи одного из самых прославленных и долговечных джазовых ансамблей мира – “M J Q” или – “Modern Jazz Quartet”

Композиция Эллингтона “Rockin’ in Rhythm” вошла в один из четырех дисков, выпущенных к сорокалетнему юбилею “MJQ”, начавшего свое существование под этим именем в 52 году прошлого столетия (люблю при случае употреблять именно эту временную ссылку, отмечающую тот факт, что нам - тем, кто перевал за отметку двухтысячного года, довелось захватить оба столетия. Мысль эта меня лично как-то несказанно занимает и развлекает).

Итак, «Модерн джаз квартет» в составе: Джон Люис - фортепьяно, Милтон Джексон - вибрафон, Перси Хит - бас, Конни Кэй - ударные.

Отмечу сразу, что Конни Кэй заменил в 55 году ударника Кенни Кларка, эмигрировавшего в Европу: это была единственная замена в составе квартета вплоть до кончины Кэя в 94 году. Но вернемся к тому времени, когда квартет только-только начал свое существование.

В декабрьском номере за пятьдесят третий год журнал «Даунбит» поместил интервью джазового критика Ната Хентоффа с молодым пианистом и аранжировщиком Джоном Люисом. Разговор зашел о необычном составе недавно сформированного комбо. «Я убежден, - сказал Люис, - что этот состав будет способствовать расширению джазовой аудитории».

За прошедшие с момента этого интервью десятилетия, «Модерн джаз квартет завоевал во всем мире репутацию одного из самых прогрессивных и популярных джазовых составов. В смысле своей долговечности он уступает лишь оркестру Дюка Эллингтона: до пятидесятилетнего юбилея он не дожил из-за смерти в ноябре 99 года Милта Джексона.

«Милт Джексон, - говорит Люис, - был, вне всякого сомнения, величайшим вибрафонистом мира. Моей задачей было снабдить его материалом, который давал бы возможность во всей полноте проявляться его гениальности. Я счастлив, что мне выпала честь работать с ним на протяжении четырех десятилетий».

Выступление “MJQ” двадцать пятого ноября 1974 года в нью-йоркском концертном зале Эвери Фишер Центра исполнительских искусств имени Линкольна проходило под названием «Последний концерт». В том году участники ставшей к тому времени легендарной группы объявили о том, что квартет прекращает свое существование. Декларации этой, по счастью, не суждено было сбыться. Но не будем забегать вперед…

В тот день, двадцать пятого ноября 74 года, концерт явно затягивался, и когда после очередной овации музыканты вновь взялись за инструменты, один из администраторов подошел к стоявшему в кулисах Харолду Левенталю, ведущему вечер, и выразительно указал на часы: арендное время явно подходило к концу - а время, как известно - деньги. «Они явно не укладываются в договорное время», - прошептал он на ухо Левенталю, надеясь, что тот даст знак Люису закругляться. «Не беспокойтесь - прошептал тот в ответ. - Они будут играть столько, сколько захотят. Историю, знаете ли, нельзя остановить».

«Этот вечер был и впрямь историческим, - писал позднее все тот же Нат Хентофф. - Во-первых, это была двадцать вторая годовщина существования квартета. Ни один малый состав в истории джаза не прожил так долго. Но дело не только и не столько в сроке, - замечает критик. - Ни одна группа не сумела в такой полноте воспользоваться этой «совместностью» для максимального самовыражения каждого из ее участников. И ни одна из групп не создала уникальный репертуар, в котором с такой полнотой выразились бы заложенные в джазе возможности».

«Нам нравилось создавать вместе музыку, - подытоживал позднее Люис опыт работы в квартете. - Во время выступлений мы прежде всего играли, чтобы получить удовольствие от нашей «совместности». Разумеется, мы не забывали о публике, о том, что и она принимает участие в этом, проникая в суть того, что мы делаем и, получая от этого удовольствие. Но, повторяю, главное было в том, чтобы понимать друг друга, с тем, чтобы импровизационные куски органично укладывались в структуру композиции, становились ее неотъемлемой частью. Наша цель была - стать единым целым. На ее осуществление ушло немало времени. Но мы этого добились, и потому нам было так хорошо друг с другом».

XS
SM
MD
LG