Профессор и доктор архитектуры, академик международной академии архитектуры Феликс Новиков десятки лет работал в ведущих проектных институтах Москвы. Он является автором таких значительных архитектурных сооружений как Московский дворец пионеров, город Зеленоград, посольство России в Мавритании и многих других. Наряду с работой архитектора Новиков много писал об архитектуре для массового читателя. Его работы публиковались в «Новом мире», «Знамени», «Литературной газете» и других ведущих изданиях. Широкой популярностью в Советском Союзе пользовалась его книга «Формула архитектуры».
Последние восемь лет Феликс Новиков живет в Соединенных Штатах, точнее, в городе Рочестере, в штате Нью-Йорк и только что завершил работу над новой книгой.
« Книга о зодчих и зодчестве, и речь в ней идет об архитектуре ХХ века, - рассказывает автор. - В этом веке зодчих ругали больше, чем когда бы то ни было, но я думаю, что со временем выяснится, что он не менее богат на шедевры, чем прошлые времена. В книге я рассказываю о выдающихся зодчих этого века, я рассказываю о том, что содержал в себе двадцатый век в русской архитектуре, чем он обозначился в столице России, Москве. Есть рассказы о выдающихся постройках, театрах, церквах, университетах, ну и так далее, там около 300 иллюстраций должно быть, в этой книге. Но, кроме того, там есть еще рассказ и об американском городе, который мне теперь знаком - о Рочестере, который вы упомянули, ну и некоторые воспоминания о собственном профессиональном опыте в Союзе, когда я работал там, более сорока лет».
Книга очень многопланова и вряд ли возможно охватить все ее аспекты в одной беседе. Но может быть наиболее интересен для первого разговора - город Рочестер. Нашим слушателям в России, которые никогда в этом городе не бывали, и мало вероятно, что многие из них побывают, наверно интересно было бы увидеть его глазами архитектора. Как видит его Новиков? Это типичный американский город или это город в чем-то совершенно уникальный и не похожий на другие?
«Понимаете, наверное и то, и другое, потому что есть в нем, так сказать, общеамериканские черты, а есть свои, уникальные, - отвечает архитектор. - Мы говорим: «что ни город, то норов ». И хотя есть такое суждение, что американские города - ну, средние, скажем, города - все похожи друг на друга, это неправда. Во-первых, место определяет лицо города. Рочестер расположен на северозападе штата Нью-Йорк, на берегу озера Онтарио. Здесь есть река, которая течет в глубоком каньоне, называется Дженеси. Здесь очень живописная местность: холмы, овраги - вот все это как-то характеризует город. У каждого города своя история, и это тоже делает каждый город по-своему интересным. Ну и потом еще работа, чем занят город - это ведь тоже откладывает печать на его облик. Рочестер называет себя «мировым центром изображения». Тут штаб квартира «Кодака», здесь фирма «Xerox», здесь оптическое производство, город связан с фотографией, с кинематографом, город высоких технологий – таково здесь производство, и публика здесь живет соответствующая - это тоже определяет его своеобразие. Ну а так, по впечатлению, это совсем не похоже на то, что мы привыкли называть городом. Как город воспринять? Наверное, надо сверху на него посмотреть, тут можно это сделать - на небоскреб залезть, тут тоже есть небоскребы свои, или, скажем, с холма взглянуть на город, и вот тогда впечатление будет совершенно неожиданное. Мы привыкли представлять себе город, как волны крыш и где-то видим кусочки зелени среди этого, в общем каменного образования. А здесь, если посмотреть на город сверху - парк, и только церкви торчат, все покрыто зеленью. В общем, город-парк, таково впечатление от города. Конечно, в нем есть центр, он не очень велик, и там стоят небоскребы. И есть своя черта - между всеми общественными сооружениями - гостиницами, торговыми центрами - перекинуты мосты через улицы, и таким образом и в жару, и в холод - тут бывает и то и другое, и снег тут бывает, здесь климат довольно близок к России - можно, не выходя на улицу, пройти все эти здания, выйти в гараж, где вы оставили автомобиль. В общем, облик города совсем другой: улицы как аллеи, дома стоят на зеленых газонах, и что очень характерно и совершенно непривычно - нет заборов, совершенно нет заборов, и это совсем другая среда. И вот отсюда это ощущение парка: дома на зеленой траве, все газоны стрижены, украшены цветниками и так далее… Иногда, знаете, когда в каких-то уголках этого города смотришь на окружающую застройку, думаешь: вот если бы нужно было застроить рай, то может быть так как-то, примерно. Похоже, потому что все это очень привлекательно».