На днях в университете имени Джорджа Вашингтона состоялся семинар, организованный вашингтонским Центром за демократию. Участники форума выбрали тему, которая всегда привлекает внимание средств массовой информации. Это не был, однако, находящийся сейчас под прицелом ближневосточный конфликт. Приглашенные специалисты говорили об американо-российских отношениях после сентябрьских событий прошлого года, и говорили в весьма оптимистических тонах.
«Могли ли мы до 11 сентября мечтать о том, что 80% американцев - согласно опросу, проведенному недавно телеканалом Си-би-эс - восторгаются Россией и считают ее дружественной страной?» - этим риторическим вопросом президент Американо-российского делового совета Джин Лоусон определил нынешний статус американо-российских отношений.
В большой степени, считает Леон Фурт - профессор факультета международных отношений университета имени Джорджа Вашингтона, это произошло потому, что США признали Россию как «неотъемлемую часть стратегического уравнения, гарантирующего американскую безопасность». По мнению Фурта, который был советником в вопросах национальной безопасности вице-президента Гора, для продолжения сотрудничества с Россией в стратегических вопросах и борьбе против терроризма имеются веские обоюдные причины: «Обе стороны обладают невероятными по своему значению ценностями, сохранить которые они могут только при условии, если ненужное уже для политического соперничества оружие будет полностью уничтожено и не будет маячить где-то, угрожая будущим поколениям».
В настоящий момент Соединенные Штаты в техническом и военном отношении самая передовая страна мира, отметил Леон Фурт. Не стоит, однако, проектировать все это в слишком отдаленное будущее, считает он, и поддаваться самоуспокоению, игнорируя международные или двусторонние договоры, желания России или российский потенциал: «Русские хотят в основном использовать двусторонние связи (особенно в отношении договоров о вооружениях) для создания нижнего предела для себя и, если возможно, потолка для нас… чтобы потом в этих рамках построить такие стратегические отношения, которые были бы возможны и приемлемы как для российских военных, занятых вопросами безопасности, так и для политических деятелей России, думающих о престиже страны».
Леон Фурт отметил большой вклад президента Путина в развитие и поддержание на высоком уровне двусторонних отношений, которым, он надеется, будет дан новый толчок на предстоящей в мае московской встрече в верхах.
Достижения российского президента, направленные на развитие экономики России и приток иностранных, и в первую очередь американских инвестиций, перечислил Джин Лоусон: «Россия добилась положительного баланса по самым важным показателям: бюджетному и торговому… Центральный банк сейчас обладает самым крупным за последние 10 лет валютным резервным капиталом. В последнее время мы наблюдаем также невероятную активность российских законодателей, которые приняли или находятся в процессе принятия важнейших законов, в том числе о судопроизводстве, борьбе с коррупцией, пенсиях, земле и, конечно, новом общем подоходном налоге».
Наиболее авторитетные рейтинговые службы, отметил Лоусон, считают, что Россия становится одним из самых притягательных инвестиционных рынков.
О недостатках социальных и политических реалий России говорил на семинаре вице-председатель Комиссии по правам человека при президенте Путине Вильям Смирнов, который среди прочего отметил отсутствие представительной демократии, вместо которой в стране существует демократия элиты. Он говорил о том, что борьба с коррупцией не приносит желаемых результатов и что по-прежнему нарушаются права человека.
Смирнов, однако, заявил, что поддерживает взятый президентом Путиным после событий 11 сентября прозападный курс: «Он из тех, кто формирует политику… и кто знает, что такое Восток и Запад. Путин неоднократно говорил, что для России нет иного пути, кроме прозападного, и что только так Россия может выжить».
Но не только от России зависят эти отношения, добавил Вильям Смирнов. Запад и, в частности, Соединенные Штаты могут и должны устранить препятствия, стоящие на пути установления стабильных, дружеских отношений, сравнимых с теми, которые существуют между США и европейскими странами. Это отказ от двойных стандартов при принятии в ВТО, отмена поправки Джексона-Вэника, восстановление уровней научных и студенческих обменов. Решение этих вопросов на межправительственном и межпарламентском уровнях, сказал в заключение Вильям Смирнов, сделает Россию частью западного сообщества.
Американские законодатели между тем уже сделали первый шаг, направленный на отмену введенного в 1974 году закона Джексона-Вэника, который увязывал торговлю между США и СССР с эмиграцией евреев из Советского Союза. Конгрессмен-демократ Том Лантос, выступивший не днях в подкомитете по торговле, заявил, что закон «утратил свое значение» и что пришла пора установить нормальные торговые отношения с Россией на постоянной основе.