3 июня провалилась вторая попытка парламента Молдавии избрать президента страны. Теперь, согласно Конституции, парламент будет распущен. Русская служба «Голоса Америки» обратилась за комментарием к первому вице-спикеру парламента Молдовы, бывшему послу Молдовы в России, бывшему министру внутренних дел Молдовы Владимир Цуркану.
Анна Леонидова: Господин Цуркан, как вы оцениваете события в Молдове?
<!-- IMAGE -->
Владимир Цуркан: Для того, чтобы дать оценку, необходимо совершить небольшой экскурс в историю. 5 апреля у нас состоялись парламентские выборы. В парламент прошли четыре политических формирования. Партия Коммунистов Республики Молдова завоевала большинство голосов – 60 голосов из 101, но для избрания президента необходимо было иметь 61 голос.
Еще до начала выборов оппозиционные партии заявляли, что они будут сфальсифицированы. И заранее – до результатов – подали заявку на проведение митинга-протеста по поводу, якобы, имевших место фальсификаций выборов. Повторюсь, заявка было подана еще до дня выборов. Новости о том, что происходило потом на центральной площади столицы Молдовы – Кишинева облетели весь мир…
6 апреля, буквально на следующий день после того, как Центральная Избирательная Комиссия объявила предварительные итоги выборов, на площади, используя совершенно новые информационные технологии, обеспечивающие моментальное оповещение людей, собралось порядка 6-8 тысяч человек.
Что интересно, большая часть лозунгов и выступлений была не столько против фальсификации на выборах, сколько против победы Коммунистической партии, которая уже 8 лет находится у власти в Республике Молдова. Это первое, и второе – начали звучать прорумынские лозунги. Стало ясно, что на площади, в основном, собрались сторонники объединения Молдовы с Румынией и создания, так называемой, Великой Румынии. Эта идея пропагандируется ультранационалистической организацией с офисом в Румынии.
6-е апреля закончилось попытками дестабилизировать общественный порядок, попытками перевернуть несколько троллейбусов. На следующий на площади собралось уже около 20 000 человек. При этом, как выяснилось, большую роль в сборе учащейся молодежи приняли руководители высших учебных заведений и школ Кишинева
А.Л.: Как отразились события 7 апреля на политической обстановке в стране и какова была реакция молдавской и международной общественности?
В.Ц.: То, что произошло 7 апреля, шокировало не только общественность Молдовы и близлежащих государств, но и всей Европы. Насколько мне известно, сообщения об этих событиях прошли по основным информационным агентствам мира. Практически бесчинствующая толпа. Правда, она хорошо управлялась группами боевиков… В это время я находился в здании парламента. Учитывая мой прошлый опыт работы министром внутренних дел, можно сказать, что «взглядом профессионала» я сразу уловил, что это действительно были хорошо организованные группы боевиков. В ход пошли камни, откуда-то появившиеся на площади, которая покрыта асфальта. Видимо, принесли с собой. Сначала начали закидывать президентуру, а потом находящееся напротив здание парламента. Органам правопорядка практически была дана команда – не оказывать никакого активного воздействия на толпу, только обеспечивать неприкосновенность зданий. Но силы были неравные. Другая сторона использовала детей, как щит. Мы не могли применить ни специальные средства, ни силу, поскольку в этой давке могли быть жертвы.
Дальше произошла вандализация обоих зданий. Нападавшие проникли в оба помещения, разграбили, разрушили, подожгли и фактически привели их в абсолютную негодность. Кроме того, над зданием президентуры рядом с государственным флагом Молдовы было воздвигнуто знамя Румынии. На фасаде была вывешена огромная карта, символизирующая объединение Румынии и Молдовы. В связи с этим были сделаны выводы, что имели место не только массовые беспорядки, но и была осуществлена попытка государственного переворота. Это основные версии, которые сегодня расследуются органами прокуратуры.
А.Л.: Однако расследование ведется не только молдавскими органами. К каким выводам пришл группа депутатов Европаламента, посетившая Кишинев по следам событий 7 апреля?
В.Ц.: Нам показалось, что реакция их была не совсем адекватной. Они в основном рассматривали проблемы, связанные с причинением телесных повреждений лицам, которые были задержаны на следующий день, порядка 20 человек. При этом следует отметить, что около 100 полицейских получили тяжелые ранения и увечья. Однако, важно, что ни один человек не погиб.
Интереснымо было и освещение этих событий средствами массовой информации, в том числе и СМИ Румынии. Главный телеканал Румынии, причем информация шла и на Молдову, сообщил, что в Кишиневе началась революция. Буквально через несколько часов пошла информация, что имеются жертвы и были показаны сюжеты – люди с зажженными свечами поминали погибших во время этих событий.
Здесь необходимо отметить один момент, который давно уже существует в отношениях двух стран, а именно массовое предоставление гражданства Румынии гражданам Молдовы. Конечно, эта проблема более давняя, она имеет определенные исторические корни, но сам факт массированного предоставления гражданства государством Румыния мы воспринимаем, как попытку через такие методы практически ассимилировать Молдову, захватить что ли.
А.Л.: Предпринимают ли власти Молдовы какие либо шаги в этой связи?
В.Ц.: Мы были вынуждены буквально через несколько дней после событий объявить персоной нон-грата посла Румынии и еще двух работников посольства. Несколько ранее был введен визовый режим в отношении граждан Румынии, поскольку поступила информация, что акция готовилась еще 27 марта и посол об этом был предупрежден. Но никаких мер с румынской стороны не было предпринято.
22 апреля Конституционный суд, рассмотрев поданные оппозиционными партиями жалобы, признал выборы законными. Кстати, к такому же выводу пришли все международные наблюдатели, коих было рекордное число на этих выборах. В том числе и представители Евросоюза и Совета Европы.
А.Л.: Господин Цуркан, сегодня провалилась вторая попытка выбора президента Молдовы, предстоит роспуск парламента. Как дальше будут развиваться события в стране?
В.Ц.: Буквально после первого заседания парламента стало ясно: для избрания президента необходимо, чтобы за выдвигаемого кандидата проголосовали представители оппозиционных партий. В резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы, которая была принята после событий в Молдове, был сформулирован целый ряд рекомендаций парламенту Молдовы. Было сделано обращение к представителям оппозиционных партий с предложением перевести дебаты, споры, дискуссии по поводу законности выборов в Молдове и судьбы Молдовы в русло парламентского диалога.
Со стороны партии коммунистов был предпринят ряд мер для наведения мостов, была определена группа переговорщиков из трех человек, в которую входил и я. Это были формальные и официальные контакты. Но оппозиционеры заняли однозначную позицию, она состояла в том, чтобы не вступать ни в какой диалог, поскольку они были не удовлетворены результатами выборов и настаивали на проведении досрочных выборов.
Кстати, мы считали, что премьер-министр Зинаида Гречаная является идеальным кандидатом на пост президента. Она технократ, профессионал в области финансов и экономики.
Но ни с первой попытки, ни со второй нам не удалось убедить оппозицию. Более того, в среду президент Воронин, председатель правящей партии, предпринял еще довольно серьезную попытку. Он провел консультации со всеми оппозиционными фракциями и предложил создать коалицию ради того, чтобы найти компромиссное решение и не допустить углубления политического бизнеса. Тем более что достаточно проблем существует и в связи с глобальным экономическим кризисом, и в связи с социальными проблемами, которые существуют в стране.
Мы сделали вывод, что оппозиция имеет два вида проблем или амбиций – это неудовлетворенность результатами выборов и желание любым путем добиться еще одной попытки попасть в парламент с лучшим результатом. И второе (что нас беспокоит больше всего) – угроза самому существованию нашего государства. Мы понимаем, что с декабря, когда была начата избирательная кампания, страна не имела работоспособного парламента и правительства, они были ограничены в своих полномочиях. Сегодня – июнь, а досрочные выборы могут, еще как минимум, на два месяца продлить эту ситуацию. Все это может привести к потере управления и краху экономики. Значит, их цель состоит в том, чтобы максимально разрушить основы государства, а затем сделать заявление: Молдова не есть самодостаточное государство, давайте поставим вопрос о том, чтобы нас приняли в братство наши румынские братья.
Оппозиционеры и 7 апреля, и сейчас заявляют: нам не нужен парламент, нам не нужно правительство – все это мы имеем в Бухаресте.
В конечном итоге, сейчас мы решили, что для того, чтобы страна не осталась неуправляемой, президент сегодня обозначил кандидатуру нового премьера, это та же самая Гречаная – действующий премьер. Она до 10 числа должна представить парламенту свою команду и антикризисную программу, чтобы на период выборов у нас было действующее полнокровное правительство. Мы так полагаем, что где-то в конце июля, по всей видимости, состоятся досрочные парламентские выборы.