Прогуливаясь по Национальной аллее недалеко от нашей работы и наблюдая за тем, как весна (почти за одну ночь) осыпала деревья нежной зеленью, мы с коллегой Тэдом Ландфэйером заговорили об архитектурных памятниках. С Тэдом очень интересно беседовать, он много знает, и, как говорится, не по учебникам: работая журналистом, Ландфэйер много путешествовал и повидал в мире разные удивительные места. Присев на скамейку, мы, как полагается образованным людям, вспомнили 7 чудес древнего мира.
Конечно, смешно обсуждать чудеса в начале 21-го века. Чем можно удивить нашего современника? Что сегодня может, к примеру, поразить воображение моей дочери, которая с 2-х лет сама включала телевизор, вставляла «видики», чтобы смотреть свои любимые мультики, а уже в 20 лет объездила с рюкзаком 30 стран?
Но мы с Тэдом заговорили о чудесах света, которые, как утверждают справочники, являются творениями, вызывавшими во все века восхищение своим техническо-художественным совершенством.
Вот, скажем, Геродот относил к чудесам света Вавилонскую башню, мост через реку Евфрат, лабиринт в Фаюмском оазисе. А римский поэт Марциал, посвятивший чудесам света одну из своих эпиграмм, считал первейшим из них Колизей в Риме. Но в наши дни 7 чудес древнего мира – это пирамида Хеопса, висячие Сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский и Александрийский маяк.
Тэд уточнил, что эти 7 чудес были созданы между 2700 и 270 годами до н.э., и только пирамиды в Гизе сохранились до настоящего времени. Как это часто случается в непринужденном разговоре, мы из древнего Египта легко переместились снова в Америку и заговорили о том, а что же в Новом свете время может сохранить для потомков как великое архитектурное творение. И у Тэда появилась идея создать свой список 7 чудес Америки.
Загоревшись идеей, мой коллега тут же предложил исключить двух потенциальных кандидатов в этот список только потому, что от них остались одни воспоминания. Первое чудо – Всемирный торговый центр. Как вы знаете, в 2001 году в результате теракта все семь зданий комплекса были повреждены, а три самых высоких обрушились полностью (Северная Башня, Южная Башня – обе по 110 этажей, и ВТЦ-7).
Второе, по мнению Тэда, американское чудо, прекратившее свое существование – замечательная трансконтинентальная железная дорога, которая «соединила» не только две жестоко конкурировавшие компании – Union Pacific and Central Pacific, но, главное, американцев, живших в разных частях страны.
Тэд, настоящий патриот американских диковинок, готов был поговорить о еще нескольких других, унесенных ветром времени чудес, но был мною остановлен. Надо отдать должное коллеге – человек он покладистый, и когда зашел разговор о Первом чуде Америки – с радостью переключился.
Возможно, у кого-то из вас – и вполне справедливо – возникнут возражения: а почему вы с Тэдом выбрали именно эти памятники, ведь в Америке есть множество других, не менее значительных архитектурных чудес. Более того, как можно сравнивать, скажем, высеченные в граните горы Рашмор в Блэк-Хиллсе лица 4 американских президентов с пирамидами Хеопса или храмом Артемиды в Эфесе?
Как говорится в старом анекдоте – и мы правы, и вы тоже правы. Составляя список 7 чудес Америки, мы с Тэдом руководствовались исключительно нашими личными пристрастиями. И тем, как сами американцы относятся к своим «чудесам». Конечно же, только его величество Время создает легенды, только у него есть право решать – кто великий, а кого просто посетила 15-минутная слава, кто останется в истории, а о ком забудут быстрее, чем Гертруда износила свои башмаки.
Но давайте вернемся на гору Рашмор. Для любителей цифр – высота 4-х каменных гигантских лиц президентов Соединенных Штатов Америки – 60 футов (18,6 метров). Они высечены в граните горы Рашмор в Блэк-Хиллс (Black Hills) – это горный район на юго-западе штата Южная Дакота и северо-востоке штата Вайоминг.
Инициатор создания монумента – Доан Робинсон, историк из Южной Дакоты. Изначально он желал запечатлеть портреты наиболее знаменитых представителей американского Запада: генерала Джорджа Армстронга Кастера, Буффало Билла Коди, Льюиса и Кларка. Робинсон начал поиски скульптора, способного руководить этим грандиозным проектом. После недолгих поисков им стал Гатсон Борглем (Джон Гатсон де ла Мот Борглем), родившийся в семье иммигрантов из Дании, принадлежавшей к секте мормонов. Обучаясь в Париже, он был знаком со знаменитым скульптором Августом Роденом, который оказал большое влияние на стиль Борглума.
Приехав в Южную Дакоту, Борглем меняет проект Робинсона. Он считает, что памятник должен иметь общенациональное значение. Так появляется идея увековечения в граните портретов 4 знаменитых президентов: Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Теодора Рузвельта и Авраама Линкольна.
Монумент задумывался как олицетворение рождения, расширения, сохранения и развития Соединенных Штатов Америки. Рождение американского государства было бы невозможно без усилий Джорджа Вашингтона. Томас Джефферсон сделал очень много как для политического развития страны, так и для расширения ее территории: одним из важнейших его достижений стала покупка Луизианы. Авраам Линкольн сохранил единство государства, не допустив отделения Конфедерации южных штатов, он же сделал первые шаги к установлению расового равноправия. А Теодор Рузвельт приумножил богатство американцев и превратил США в одного из мировых лидеров.
Согласно учебникам, около 400 человек с помощью динамита, зубил и молотков в течение 14 лет создавали то, чем сейчас гордится каждый американец – национальный мемориал Маунтин Рашмор. Но на самом деле работы шли не 14, а 6,5 лет. Остальное время длился «творческий простой», связанный с плохой погодой (зимой строительство практически останавливалось) и с частыми перебоями в финансировании. Кстати, стоимость проекта – миллион долларов: 85% этой суммы было погашено из федерального бюджета, а 15% — из пожертвований местного бизнеса, руководства железных дорог и… школьников Южной Дакоты, собравших в общей сложности 1700 долларов – сумму по тем временам огромную.
Работы по созданию образа Джорджа Вашингтона были закончены в 1930 году, затем в 1936 – Джефферсона, в 1937 – Линкольна, и, наконец, в 1939 – Рузвельта. Создание всего монументального комплекса было завершено в 1941 году. Его создателю Гатсону Борглему было не суждено довести до конца проект жизни – он умер в марте 1941 года, завершил работу его сын Линкольн.
Еще один интересный факт – гранит горы Рашмор отличается необычайной устойчивостью к эрозии. Разрушение горной породы в результате атмосферного воздействия минимально: 1 дюйм за 10 000 лет. Так что потомки, несомненно, увидят этот монумент спустя сотни тысяч лет. Кстати, для его защиты от разрушительного воздействия влаги ежегодно перед наступлением зимы его проверяет специальная экспертная группа. Обнаруженные трещины, даже самые мелкие, конопатят специальным составом и заливают силиконом.
Очень многие, кто бывал в Блэк-Хиллс, замечают, что здесь возникает удивительный эффект: склон горы Рашмор, на котором высечен мемориал, обращен на юго-восток, и солнце, передвигаясь по небосклону, освещает его под разными углами, в результате чего постоянно меняется выражение лиц президентов. Они кажутся живыми, одухотворенными. И хотя издали барельефы представляются не очень большими, на самом деле размер каждого – 18 метров от подбородка до макушки; разрез глаз — 3,3 метра, длина носа — 6 метров (исключение — фактурный профиль Джорджа Вашингтона длиной 6,3 метра); ширина рта — 5,4 метра. Вся скульптурная группа высотой с шестиэтажный дом растянулась на 55,5 метра.
Поверьте, находясь здесь, – внизу ли горы или поднявшись на смотровую площадку– трудно удержаться, чтобы не подумать: да это же настоящее ЧУДО!