Линки доступности

Михаил Горбачев: «России и США нужна перестройка»


Сегодняшнюю конференцию в вашингтонском Институте Кеннана, организованную совместно с Российским фондом конституционных реформ по случаю 15-летия Конституции Российской Федерации, открыл глава Международного научного центра имени Вудро Вильсона Ли Гамильтон. Представляя первого президента СССР заполненной до отказа аудитории, он отметил, что Михаил Горбачев сыграл большую роль в окончании холодной войны, в предотвращении катастрофических последствий распада Советского Союза, и высоко оценил его вклад в открытие нового периода отношений между Россией и Западом.Ли Гамильтон напомнил, что заслуги Михаила Горбачева были отмечены в 1990 году присуждением ему Нобелевской премии мира.Затем на открытии конференции выступил Михаил Сергеевич Горбачев. Он сказал:

«Это хорошее событие. Я вижу, что многие приехали из России, чтобы принять участие в дискуссии по случаю 15-летия Конституции Российской Федерации. Сейчас, в условиях кризиса, мы не знаем, что нас ждет, но состав участников конференции показывает, что мы готовы к вызовам будущего. 15 лет назад мы сказали: “Нам надо жить по закону, по Конституции, а не по правилу – кто сильнее”.

При неразберихе и распаде СССР, даже при всех недостатках Конституции, она сыграла важную роль. Она была нужна. Как и другие страны, мы переживаем переходный период демократического транзита. Конституция – это документ, корни которого уходят в годы перестройки. Прежние две – сталинская и брежневская конституции – мало отличались друг от друга, но брежневскую, в подготовке которой я участвовал, я хвалил, так как она, все же, была шагом вперед. Однако именно в годы перестройки было заложено начало рыночной экономики.

Очень сложно было это делать. Это был огромный риск для страны со сложной историей. Каждый шаг был предметом обсуждений и столкновений. И это хорошо, так как силовой, революционный путь мог плохо кончиться для страны и для всего мира. Мы соглашались в одном: в середине 80-х годов в стране все общество сошлось на том, что так жить нельзя. Я понаблюдал за вашими последними выборами в США и за предыдущими, и тогда меня спрашивали - что нам делать? Американцам советовать опасно, но я сказал: вам нужна перестройка. Это было 4 года назад. Власть дана не для того, чтобы ею наслаждаться, а чтобы ответить на эти вызовы и ожидания. Именно это я делал.

Нужда ли была перестройка и гласность? Через двадцать с лишним лет я убежден: не было бы гласности, мы бы не могли начать реформы. Я уважаю и всегда прислушивался к высказываниям Солженицына, хотя их не разделял. Солженицын сказал: все погубила горбачевская гласность, а я ему ответил на всемирном совещании прессы: «если бы не гласность, наш писатель Солженицын до сих пор рубил бы дрова в Вермонте. Так что надо отдать должное всем, кто стоял у основ перестройки. Без нас ничего бы не сделали те, кто пришел после нас. Мы положили начало кардинальным переменам. Были приняты законы о свободе слова и совести, о свободе вероисповедания и частной собственности, было покончено с монополией КПСС. Это привело к свободным выборам в 1989 году и к созданию реального парламента. Но сделать эту систему эффективной – до этого еще очень далеко.

Тогда раскол и сопротивление консервативных сил, сомнения по поводу перестройки затрудняли и усложняли этот процесс. На пике противостояния произошел путч в августе 1991 года, который подтолкнул распад Советского Союза. Мы не смогли предотвратить дезинтеграцию страны, мы оказались в ловушке. Союз, я уверен, можно и нужно было сохранить. Но те, кто взяли власть, все делали слишком быстро. Демократы в России не справились с реформами.

Американская пресса все время нас критикует – и критикует за дело. Но вы 200 с лишним лет строили демократию. Почему вы хотите, чтобы мы ее построили за 200 дней? Да, мы талантливее вас, но не настолько же! Мы прошли только полпути.

Было бы интересно, чтобы американские и российские исследователи на этой конференции проанализировали, что достигнуто новой конституцией, а также поговорили о причинах наших неудач. Что нужно сделать, чтобы быстрее пойти по пути переходного процесса? Я думаю, что существующая у нас сейчас система нуждается в реформе. И в конституции, и в избирательной системе были сделаны неоправданные изменения.

Зарегистрировать партию сейчас – проблема. Были одномандатные округа, которые давали инициативу на местах – их нет. У меня впечатление, что «Единая Россия» решила перевести общество на однопартийную систему. Тогда зачем надо было огород городить!? Без развития демократии фундаментальные изменения у нас невозможны. Избирательная система должна давать возможность народу выбирать не только кадры из Санкт-Петербурга, но и за 100 километров от него. Я не знаю, что можно предложить – конкретных предложений я жду от вашей конференции. Это ваша работа».

XS
SM
MD
LG