Когда Барак Обама принимал присягу на верность Америке, он держал руку на той самой Библии, на которой Авраам Линкольн присягал сто пятьдесят лет тому назад.
Обама объявил о том, что выставляет свою кандидатуру на президентских выборах, в родном городе Линкольна – Спрингфилде, штат Иллинойс: «И поэтому под сенью старой столицы штата, откуда Линкольн однажды призвал «дом разделенный» объединиться…».
Обама слово в слово повторял слова из исторической речи Линкольна: «Это правительство народа, из народа, для народа никогда не исчезнет с лица земли. Это – ваша победа».
В эти дни в Национальном музее американской истории проходит выставка под названием «Авраам Линкольн: выдающаяся жизнь». Ее куратор Гарри Рубенштейн считает, что есть глубокая идея в том, что Обама решил увязать себя с Линкольном: «Мы думаем об Аврааме Линкольне и об американской мечте как о чем-то взаимосвязанном и нерасторжимом».
Жизнь Линкольна – сплошная легенда. Вышел из народа, был самоучкой, но закончил жизненный путь в качестве президента. Он возглавлял страну в самый критический момент ее истории – во время Гражданской войны. Сохранил единство нации и покончил с рабством. Был убит в театре.
«Линкольна будут помнить как одного из великих американских президентов, - говорит Гарри Рубенштейн. - За его умение управлять страной, способность справляться с кризисом, его прагматизм и большие идеи. Я думаю, тень Линкольна витает над каждым, кто занимает президентский офис».
На выставке в музее экспонируются принадлежавшие Линкольну предметы. Железный клин для рубки дров, на котором молодой Линкольн выгравировал свои инициалы. Чашка, из которой он пил. Шляпа-цилиндр, в которой он поехал в театр в последний вечер своей жизни. Идея выставки – сделать Линкольна более живым и осязаемым.
Историк Дэвид Уорд говорит, что это – новый подход к воссозданию образа 16 американского президента: «Линкольн – вместе с Наполеоном Бонапартом – возглавляет список самых «описанных» исторических фигур. Непрекращающийся поток книг говорит не только о том, что мы хотим знать о Линкольне все больше и больше, но и о том, что мы никогда полностью не поймем его как историческую личность».
Дэвид Уорд – куратор выставки «Одна жизнь: маска Линкольна» в Национальной портретной галерее. На ней представлены две маски Авраама Линкольна. Одна была снята в 1860, еще до президентства, вторая – в 1865 году, незадолго до того, как он был убит. Эти две маски наглядно показывают, как сильно президентство состарило этого человека.
Большинство образов, представленных на выставке – фотографии Линкольна.
«Линкольн был первым президентом, действия которого широко освещала пресса, - рассказывает Дэвид Уорд. - Всякий раз, когда он выступал с важной речью, его снимали фотографы. Я думаю, он пытался донести до американцев образ такого человека и такого лидера, каким он стремился быть».
Есть на выставке одна из последних фотографий Линкольна, снятая в феврале 1865 года. Метка от треснувшего стекла объектива – как предзнаменование пули. Той самой пули, что унесет его жизнь через два месяца.
«Представьте: конец войны, - размышляет Уорд. - Он не может знать, что на него будет совершено покушение. Есть чувство смерти и чувство бесконечности жизни. Линкольн знает, что он осуществил свою миссию: сохранил единство нации, освободил рабов, наделил правами афро-американцев. То, что президентом страны сегодня стал человек с темной кожей, чрезвычайно воодушевило бы Линкольна».
Несомненно, тот факт, что Барак Обама выбрал Линкольна в качестве примера для подражания, тоже был бы приятен 16 президенту Америки.