В начале 2009 года должен выйти новый альбом Лори Андерсон. Поклонники её таланта ждут обещанный диск уже давно, но нью-йоркская исполнительница, похоже, не торопится.
Если обычно музыканты сначала записывают альбом, а потом отправляются на гастроли, Андерсон на этот раз поступила наоборот: в течение 2008 года она «обкатывала» новый материал, выступая в Европе, Северной и Южной Америке, и лишь после этого приступила к работе в студии.
Творчество Лори Андерсон никогда не поддавалось однозначным определениям: то ли она композитор и музыкант, увлекающаяся визуальным искусством, то ли – художница, занимающаяся музыкой.
Её песня OSupermanв начале 1980-х попала на вторую строчку британских хит-парадов, она писала музыку к кинофильмам Джонатана Демма и Вима Вендерса, её визуальные произведения представлены в коллекциях американских и европейских музеев, а в 2002 году она стала первым штатным художником Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства. Результатом её сотрудничества с НАСА стал перформанс “TheEndoftheMoon”, с которым Андерсон объездила весь мир.
Её новый проект называется “Homeland” и задуман как цикл песен, составляющий единое целое – поэтический портрет современной Америки. С музыкальной точки зрения – это одно из самых сложных произведений Андерсон, в котором она использует множество элементов: от последних компьютерных технологий до элементов тувинского горлового пения.
Во время концертов в разных городах к ней присоединялись разные музыканты, включая тех, с которыми Андерсон прежде никогда не работала, и таким образом каждое выступление было уникальным. В эксклюзивном интервью Русской службе Голоса Америки она сказала, что в новый альбом войдут версии, наиболее понравившиеся ей самой и имевшие наибольший успех у публики.
Песни о Родине Лори Андерсон исполняет без видеопроекций и каких-либо внемузыкальных эффектов, которые отличали её концертные программы в прошлом. Хотя она – признанный пионер мультимедийного искусства, сама исполнительница считает себя прежде всего рассказчицей. В новом проекте главная цель – рассказать волнующие её истории, и поэтому все остальные элементы должны лишь подчёркивать силу авторского слова.
По словам Андерсон, главные темы нового песенного цикла – война и любовь. Название проекта - “Homeland” (в переводе «Родина») – вызывает у американцев определённые ассоциации, говорит автор: «Во-первых, американцы никогда не используют это слово в разговорной речи. Оно имеет сентиментальные коннотации.
Но у всех на слуху название «Министерство внутренней безопасности США» (DepartmentofHomelandSecurity), в котором сентиментальное слово Homelandсочетается с бюрократически-звучащим Security. Поэтому у американцев Homelandассоциируется с Security, даже если второе слово не произносится».
Таким образом, Андерсон с самого начала даёт понять, что её новая работа – более политизирована по сравнению с предыдущими. Многое из того, что происходит в сегодняшнем мире, её не устраивает: война в Ираке, американская политика после терактов 11 сентября, рост насилия и то, как общество борется с этим явлением.
Впрочем, даже когда она комментирует острейшие проблемы современности, Андерсон делает это не прямолинейно. Она не предлагает собственные выводы, а лишь задаёт вопросы и побуждает слушателя к самостоятельному поиску ответов.
Она называет себя интеллектуальным «провокатором», но не считает, что задача художника – улучшить мир, в котором мы живём: «Мне кажется, только в 19-м столетии люди думали, что искусство способно что-либо улучшить. Если вы ставите перед собой такую цель, то у вас получится пропаганда. Я действительно не знаю, как тебе лучше жить. И даже если бы я знала, я бы всё равно тебе не сказала. Точно так же, как я не хочу, чтобы мне кто-то указывал, как жить».
Лори Андерсон добавляет, что секретно она, может быть, и надеется, что её искусство сделает мир лучше, но это никогда не было главным мотивом её творчества. Она стремится сделать своё искусство «ярким», избегая таких определений как «правдивое» или «хорошее», которые, по её словам, не способны отразить истинную суть вещей.
К счастью, даже самые политизированные тексты Андерсон в её ироничном исполнении не воспринимаются, как пропаганда. В её новом цикле достаточно и ярких метафор, и ссылок на древнегреческую трагедию, и цитат из современных философов. По её словам, новый альбом будет «на одну треть – политическим, на одну треть состоять из странных снов, которые ей снятся, и на одну треть – музыкальным».
Конечно, отправной точкой «Родины» была Америка, но Андерсон слагает песни, которые будут столь же понятны в Берлине, Милане или Москве, сколь и в Нью-Йорке. Всех нас окружают «Боги нижнего белья» - полуобнажённые модели, глядящие на горожан с рекламных щитов. Все мы, перегруженные информацией, страдаем от того, что «Утратили искусство беседы». Все мы не поспеваем за стремительным развитием новых технологий.
В песне «Только эксперт», которая может стать будущим хитом, говорится о неспособности современного человека самостоятельно решать свои проблемы: «только эксперт может бороться с проблемой». Андерсон называет это «тиранией экспертов», которая знакома всем, у кого от темпа перемен кружиться голова и возникает такое ощущение, будто земля уходит из-под ног.
Говорит Лори Андерсон: «Вдруг оказывается, что мы живём в оцифрованном мире. Вокруг нас начинают исчезать физические объекты: телефонные будки, магазины грампластинок, банки – всё превращается в цифры. Когда окружающий нас ландшафт превращается из физического в мнемонический – не все с этим справляются».
В заключение концерта в Нью-Йорке к Лори Андерсон на сцене присоединился известнейший рок-музыкант Лу Рид. В течение многих лет они были жизненными партнёрами, а весной 2008 года шестидесятилетняя Андерсон вышла за него замуж.
Как музыканты и художники они очень не похожи друг на друга, но, по словам Андерсон, ей очень нравится обмениваться идеями с мужем: «Он совершенно иначе относится к словам. Он мне всегда говорит «Говори проще, что ты хочешь сказать!». Но я предпочитаю метафоры. Тем не менее, с ним очень интересно обмениваться идеями. Не то, чтобы мы этим занимались постоянно… Иногда мы просто смотрим на звёзды».
Об этом Лори Андерсон потом тоже сочиняет песни. Слушая их, порой возникает ощущение, что время остановилось, и какие-то вечные истины вдруг стали чуть более очевидны.