В Афганистане расширяются масштабы противостояния между силами движения «Талибан» и войсками НАТО. Обе стороны несут потери. На прошлой неделе американская разведка оценила развитие ситуации в Афганистане как негативное.
В своем недавнем выступлении президент Афганистана Хамид Карзай заявил, что его правительство всячески убеждает боевиков, включая и лидера движения «Талибан» муллу Мохаммеда Омара, сложить оружие. «Я неоднократно обращался к мулле Омару, равно как и к другим членам движения «Талибан», с призывом вернуться домой и принять участие в процессе восстановления страны, – заявил афганский лидер. – Мы с радостью примем их».
Министр обороны США Роберт Гейтс сообщил, что США поддерживают идею проведения переговоров между правительством Афганистана и движением «Талибан», но никогда не одобрят участие в переговорах представителей «Аль-Кайды».
Это заявление не удивило Джона Гастрайта, бывшего сотрудника Госдепартамента, эксперта по Афганистану. «США всегда считали, что необходимо вовлечь афганцев в политическую жизнь, в процесс принятия политических решений и нового демократического развития», – говорит он.
Заявление Гейтса совпало с публикацией пессимистических прогнозов разведывательных ведомств США относительно ситуации в Афганистане. «Согласно расчетам, проведенным на основе разведданных, военная ситуация в Афганистане ухудшается, – отмечает Джон Гастрайт, – а это лишний раз подчеркивает важность ключевых элементов стратегии, направленной на вовлечение боевиков «Талибана» в демократический процесс».
Президент Карзай пытается заручиться поддержкой короля Саудовской Аравии Абдаллы, рассчитывая на то, что тот выступит в роли посредника на переговорах с талибами. Поступали сообщения о попытках саудовского монарха убедить руководство «Талибана» приехать на переговоры с представителями афганского правительства в Мекку и о том, что первый раунд переговоров якобы уже состоялся, но не принес существенных результатов.
Сотрудник Института Ближнего Востока Марвин Вайнбаум настроен менее оптимистично. По его мнению, «Талибан»» может воспользоваться мирными переговорами для достижения иных целей.
«Талибам есть смысл вступить в переговоры, но не заключать при этом никакого соглашения, поскольку само участие в переговорах даст им статус равной стороны, – считает он. – Благодаря этому они получат легитимность: с этого момента они перестают быть повстанческой или террористической организацией».
По мнению Хайдера Малика, старшего научного сотрудника Университета спецопераций при Министерстве обороны США, талибы могут думать, что ведут переговоры с позиции силы, но уже через два-три года они утратят контроль над населением, поскольку не смогут выполнить свои обещания обеспечить насущные потребности народа.
«Время от времени у них кончаются деньги, – говорит Малик. – Порой у них возникают проблемы с мотивацией. Мне кажется, что они достигли максимума своих возможностей. Если им хватит ума, то они поймут, что нужно договариваться сейчас, потому что потом у них не будет столь выгодных позиций».
Хайдер Малик считает, что если переговоры между талибами и афганским правительством состоятся, то «Аль-Кайда» станет проигравшей стороной. Даже если они не приведут к достижению соглашения, эти переговоры внесут раскол между «Талибаном» и «Аль-Кайдой».