Линки доступности

Кому принадлежит реальная власть в России?


Прошло уже больше четырех месяцев со дня инаугурации нового президента России, однако вопрос о том, кто все-таки правит Россией остается открытым. Еще до того, как передать президентские полномочия Дмитрию Медведеву, Владимир Путин дал ясно понять, что он не намерен уходить из политики. Медведев, став президентом, назначил Путина председателем правительства. Однако по мнению многих обозревателей, роль, которую Путин играет в политической и экономической жизни страны после ухода с президентской должности, практически не изменилась.

Если судить по телевизионной картинке, Россией руководит молодой энергичный президент – Дмитрий Медведев, который встречается с мировыми лидерами, выступает с важными заявлениями.

Однако Владимир Путин – его предшественник, а ныне – председатель правительства – появляется на телеэкранах ничуть не реже. Как отмечают политологи, подчас бывает трудно уловить разницу между тезисами выступлений президента и премьер-министра.

«Из проводимой Медведевым внутренней и внешней политики, – говорит Евгений Волк – аналитик московского филиала Фонда «Наследие», – очевидно одно – она является абсолютным продолжением политики его предшественника, Владимира Путина. Медведев продолжает идти курсом, основанном на государственном регулировании, сильной роли государства в экономическом развитии. Во внешней политике мы наблюдаем те же усилия утвердить Россию в качестве сверхдержавы, которой когда-то был Советский Союз».

Имперские амбиции наглядно проявились в августе в ходе военной операции России против Грузии на территории сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии. Вскоре после того, как грузинские войска были вытеснены за пределы этих территорий, Москва формально признала независимость отколовшихся регионов, и заявила о том, что российские войска останутся здесь.

По мнению независимого военного аналитика Павла Фельгенгауэра, целью России является расширение сферы влияния.

«Наша стратегическая цель – это создание обширной буферной зоны, – говорит он, – сферы влияния, которая охватит весь бывший Советский Союз: Украину, Беларусь, Закавказье, Центрально-азиатские республики. Мы хотим здесь доминировать, выступаем против влияния Запада и исключаем членство этих стран в НАТО. Поэтому речь идет не просто о небольшой аннексии земли, к чему пока все свелось, а о стратегическом замысле России, который намного шире».

После грузинского конфликта отношения Москвы с Соединенными Штатами резко ухудшились. Россия осудила администрацию Буша за участие в обучении грузинских войск, и обвинила Вашингтон в подстрекательстве Тбилиси к нападению на Южную Осетию. Со своей стороны, Государственный секретарь США Кондолиза Райс обвинила Россию в авторитарной внутренней политике и агрессивности за рубежом.

Символом напряженности в отношениях стало решение России направить в Карибское море отряд военных кораблей, который примет участие в совместных военных учениях с Венесуэлой. Каракас в последнее время ведет массированные закупки российского оружия.

Внутри страны, президент Медведев приказал приступить к реализации широкомасштабной программы модернизации вооруженных сил. Путин объявил о 27% увеличении расходов на оборону, объем которых достигнет в будущем году 53 миллиардов долларов.

Аналитики считают, что хотя у Запада немного политических рычагов, чтобы повлиять на политику России, конфронтация может негативно сказаться на российской экономике.

Вот мнение Роуз Гётемюллер, которая возглавляет московский филиал Фонда Карнеги:

« Страны и международные корпорации по всему миру будут вынуждены весьма тщательно взвешивать риски в отношении России. В целях модернизации экономики, сама Россия нуждается в крупных инвестициях для ремонта изношенной инфраструктуры, чтобы укрепить собственные компании, выходящие на внешний рынок».

Чтобы спасти банковскую систему от кризиса ликвидности, российское правительство было вынуждено влить в неё миллиарды долларов.
Однако солидные валютные резервы России помогут ей пережить худшие времена – считает Дэвид Азеркофф, который возглавляет аналитическую службу компании «Renaissance Capital» в Москве.

« Россия, – говорит он, – располагает 500 миллиардами долларов в иностранной валюте, которые могут быть конвертированы в рубли для стабилизации ситуации как на валютном рынке, так и на денежном рынке. Я считаю, что у России положение лучше, чем у многих других стран».

Хотя по конституции главой российского государства является президент, а не председатель правительства, российско-грузинский конфликт еше раз продемонстрировал реальный расклад сил в Кремле. В первые дни военных действий в Южную Осетию полетел Владимир Путин, который провел там встречу с военными. Точно также он поступил во время войны в Чечне, находясь на президентском посту.

XS
SM
MD
LG