[Оставьте свой комментарий к этой статье. Кликните на линке [Добавьте комментарий] внизу этой страницы и поделитесь с нами вашим мнением.]
Меньше месяца прошло со времени возвращения Джорджа Буша с Ближнего Востока – и сегодня президент снова в пути. На сей раз его путь лежит в Европу.
Эту поездку называют итожащей президентство Буша-младшего; он посетит главные европейские столицы, чтобы еще раз подчеркнуть важность укрепления трансатлантического сообщества.
Раздорами в сообществе было отмечено все президентство Джорджа Буша, главным образом ввиду войны в Ираке, точнее даже споров, которые предшествовали началу боевых действий. Правда, с самого начала второго срока Буша Белый Дом последовательно пытается навести мосты с Европой. Лейтмотив его политики: нас больше объединяет, чем разъединяет.
«Союз Европы и Америки – главная опора нашей общей безопасности, – говорит президент. – Торговля между нами – это движущая сила всей мировой экономики. Наши экономические и политические свободы вселяют надежду в миллионы сирых и угнетенных».
С 2005 по 2006 год Буш трижды бывал в Европе. В феврале 2005-го он стал первым американским президентом, посетившим брюссельскую штаб-квартиру Европейского Союза.
«Наша крепкая дружба необходима, – говорил Джордж Буш, – чтобы сохранить мир на земле и добиться материального прогресса человечества, и никакие временные разногласия между правительствами, никакая сила не способна нас разобщить».
Своими примирительными заявлениями Буш остудил накал страстей, закипевших в преддверии интервенции в Ирак, замечает аналитик Джон Глен: «Стороны пришли к своего рода джентльменскому соглашению: не обсуждать Ирак, а сосредоточиться на угрозах коллективной безопасности трансатлантического сообщества. И список их весьма длинный».
Это – Иран, грядущие вызовы России и Китая и экономика, особенно ее торговый аспект. В том, что касается Ирана, Буш следует курсом, инициированным Германией, Францией и Британией.
«Честно признаться, такой взрыв эмоций, который предшествовал войне в Ираке, не характерен для трансатлантического сообщества, – говорит Джон Глен. – Куда типичнее просто жалобы европейцев на то, что Америка мало консультируется с ними в военно-дипломатической сфере, например, по Ближнему Востоку. Сегодняшние отношения я бы назвал вполне профессиональными, рабочими и, в большой степени, успешными».
И в последнее время на первые роли во Франции и Германии выдвинулись лидеры, готовые активно сотрудничать с Соединенными Штатами, напоминает журналист Реджинальд Дейл: «Французы даже прозвали Николя Саркози «американцем», а тот во время предвыборной кампании отнюдь не скрывал свои симпатии к Америке и желания замириться с ней».
И эта установка Саркози, кажется, приносит свои плоды, добавляет Дейл: «Настроения европейцев начинают потихоньку меняться в лучшую сторону, при том как на уровне элит, так и рядовых граждан».
Согласно опросам, улучшение имиджа Америки в Европе – пусть небольшое, но устойчивое. Не исключено, что это объясняется отчасти грядущей сменой руководства в Вашингтоне, но главная причина все-таки – это возродившееся понимание сторонами их важности друг для друга. «Сотрудничество Европы и Америки – это ключ к решению проблем XXI века, – указывает Реджинальд Дейл. – Где еще Америка, по большому счету, может найти верных союзников? Только в Европе».
Дейл не отрицает наличие проблем, причем вполне весомых, но противопоставляет им общие ценности европейцев и американцев – веру в примат закона, демократию и свободу. Эти узы уникальны, нигде больше в мире не встречающиеся, констатирует он.