Линки доступности

Новый российский лидер говорит о реформах


Новый президент России Дмитрий Медведев в ряде публичных заявлений отметил необходимость укрепления гражданского общества, подчеркнул важность института частной собственности и высказался за свободу СМИ. Высказывания Медведева явно свидетельствуют о крайнем неблагополучии во всех этих сферах.

Незадолго до своей победы на выборах Дмитрий Медведев заявил, что свобода – личная, экономическая, а также свобода самовыражения – «всегда лучше несвободы». Он также пообещал усилить борьбу с коррупцией, назвав ее главной бедой России.

«Важно понимать, – подчеркнул президент, – что доступность правосудия, возможность отстаивать свои права и пользоваться свободами, успехи в борьбе с коррупцией неотделимы от права граждан на получение достоверной информации».

Дмитрий Медведев указал также на необходимость защищать свободу СМИ, которые осуществляют обратную связь между гражданским обществом и разными ветвями власти.

Виктор Кременюк, заместитель директора московского Института США и Канады, отметил различия между высказываниями Медведева и уходящего в отставку президента России Владимира Путина: «Он говорил прямо как Томас Джефферсон: свобода – основная ценность... Это так непохоже на все, что нам приходилось слышать в течение последних восьми лет. И если он говорит серьезно, то, скорее всего, он попытается изменить ситуацию».

По словам Дмитрия Медведева, Россия нуждается в реформе инфрастуктуры. Следует реформировать, по его мнению, и ряд важнейших социальных институтов. Александр Коновалов, независимый аналитик из Москвы, видит здесь парадокс: Медведев собирается изменить глубинные интересы бюрократии, противостоящей реформам, но в то же самое время приведшей его к власти.

«Он не может понимать, – говорит Коновалов, – насколько сомнительны были последние парламентские выборы, насколько сомнительны были последние президентские выборы… И он же не политический самоубийца, чтобы рушить систему, которая привела его на вершину власти».

Александр Коновалов подчеркивает, что российская пресса остается на удивление свободной от цензуры. Телевидение же, напротив, находится под жестким контролем Кремля: «Контроль над сознанием людей – это телевидение. Так убеждена нынешняя власть, и телевидение они контролируют очень жестко. Очень жестко».

Российская оппозиция борется за доступ к телеэкрану, стремясь привлечь внимание избирателей.

Радиоведущая Евгения Альбац отмечает, что сегодня трудно предсказать, выполнит ли Дмитрий Медведев свои обещания: «Очень трудно сказать, будет ли у нас новый президент – или же в Кремле будет марионетка, а президент Путин, став премьер-министром, сохранит жесткий контроль над всеми силовыми структурами в стране. Ответа я пока не знаю».

Цену обещаниям Медведева можно будет узнать лишь после того, как он обретет подлинную президентскую власть. Объем этой власти будет меньше, чем у его предшественника. Уходя в отставку и собираясь занять должность премьер-министра, Владимир Путин передал некоторые президентские полномочия в ведения главы правительства.

Пресс-секретарь Белого Дома Дана Перрино сказала в среду, что президент США Джордж Буш готов работать с Дмитрием Медведевым и надеется установить с ним такие же откровенные отношения, какие у него были с Владимиром Путиным.

XS
SM
MD
LG